Макарий III (патриарх Антиохийский)


Патриа́рх Мака́рий III (араб. البطريرك مكاريوس الثالث‎, в миру Юсеф Юханна Мелетий Макарий Заим; ок. 1600, Алеппо12 июня 1672, Дамаск) — епископ Антиохийской православной церкви; патриарх Антиохийский (1648—1667; по другим данным, 1647—1672).

Сын православного священника по имени Павел, араба из Алеппо (Халеб) в Сирии, во время крещения был назван Мелетием. Женился и в супружестве имел детей. После смерти жены был рукоположён в священники, а затем был возведён в сан митрополита Верии. Возведён в сан патриарха в 1648 году, под именем Макария III. Родным сыном у Макария был Павел Алеппский, который был архидиаконом при своем отце и сопровождал его в поездках.

Дважды посетил Россию. В первое своё путешествие был вместе с сыном Павлом в 1654-56 годах; участвовал в Московском соборе 1655 году и в Московском соборе 1656 году[1]. Это путешествие подробно описано Павлом Алепским в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву». Покинул Москву с богатыми дарами в конце мая 1656 года[2].

Во второй раз в 1666 принял участие в Большом Московском соборе 1666—1667 годах, осудившим и низложившим патриарха Никона, куда был специально приглашен для суда над Никоном. В ходе Собора выступил против Никона, собор изверг Никона из священства, за канонические преступления: по решению собора, Никон стал простым монахом.

Патриарх Макарий явился одним из главных идеологов и участников церковных реформ середины XVII века в Русской церкви. В 1655-56 годах он проклял двоеперстие; анафема была принята поместным собором Русской церкви. В 1667 анафема против двоеперстия и против древних русских чинов была повторена Макарием на Большом Московском соборе. Согласно изложению в Православной энциклопедии, «Вместе с Александрийским Патриархом Паисием и др. вост. иерархами Патриарх Макарий содействовал устранению канонических нарушений, связанных со статусом Патриарха, к-рые существовали в практике Русской Церкви; участвовал в выработке принципов взаимоотношений между светской и духовной властью.»[3]

Макарию Антиохийскому, вместе с также участвующим в работе Собора Паисием, патриархом Александрийским, удалось навязать чрезвычайно жёсткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви.