Макиавеллизм


Макиавелли́зм — взгляды Никколо Макиавелли; в переносном значении — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали[1] (цинизме). Термин связывается с идеями, изложенными Макиавелли и в его книге «Государь». «Макиавеллизм» используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали[2].

Никколо Макиавелли действительно говорил, что каждое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если оно способно обеспечить преимущества для своей собственной страны[3].

В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство и вероломство[1], приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В дальнейшем этот стереотип поведения был исследован в психологии как феномен, и термин был использован как совокупное обозначение соответствующих личностных характеристик, уже вне связи с политикой. Макиавеллизм, наряду с психопатией и нарциссизмом, входит в тёмную триаду.

В первую очередь сам термин и его характеристика были основаны на приписываемом Макиавелли постулате «цель оправдывает средства», который никогда не принадлежал итальянцу. Мысли, высказанные в произведениях «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», близки к этому лозунгу, но никогда в точности не совпадают с ним. Этот принцип, действительно, достаточно близко сформулировал английский философ Томас Гоббс в трактате «О Гражданине», а наиболее близко к конечной формулировке обозначил ту же мысль французский математик и философ Блез Паскаль в «Письмах к провинциалу»[4].

В теоретическом и художественном творчестве Макиавелли вопросы этики выходят на первый план не потому, что он поставил своей задачей их систематическую разработку — приписывать ему такие цели было бы преувеличением. Но этика составляла начало и конец тогдашней науки, видевшей истории действий вполне сознательных сил — и выдающейся личности человека и надисторической личности Бога[5].

Макиавелли заложил основы политической теории, опирающейся на рациональное осмысление действительности, на конкретный государственный опыт, лишенный всякой идеализации. Его главная заслуга — создание последовательно светского учения о государстве[6].