Максим I Киник


Архиепи́скоп Ма́ксим (также известный как Ма́ксим I (греч. Μάξιμος Α΄), Ма́ксим Ки́ник (греч. Μάξιμος ο Κυνικός, лат. Máximus Cínicus), Ма́ксим фило́соф ки́ник (греч. o Μάξιμος Κυνικὸς φιλόσοφος), Ма́ксим Александри́йский (греч. Μάξιμος ὁ Ἀλεξανδρεύς, лат. Máximus Alexandrínus) — архиепископ Константинопольский в период с начала лета 380 года по июнь 381 года, соперничавший за константинопольскую кафедру с Григорием Богословом.

Пресвитер Александрийский Максим (настоящее имя, по всей видимости, Ирон (Герон) (греч. Ἥρων)[1] — не был приверженцем философии Диогена, но киники (иначе циники) имели очень неряшливую внешность, поэтому их называли «собаками» (от др.-греч. κύων — «собака»). Максим имел внешность, позволившую людям соотнести его с киниками: одевался в белый философский плащ, носил длинную бороду и длинные волосы, поэтому его и прозвали «киником» или «философом-киником»[2].

Прошлое Максима достаточно туманно: родился в Александрии[3] в христианской семье, родители его пострадали за свою религию, однако неясно, от язычников или от ариан. Максим, стоявший на никейских позициях, первоначально был весьма уважаем среди ведущих богословов православия. Вёл переписку с Афанасием Великим, архиепископом Александрийским о еретических движениях в Египте. Афанасий в письме LXI от 371 года[4][5] передает Максиму, как автору трактата в защиту православия, несколько комплиментов.

В 374 году в царствование императора Валента II, во времена гонений, устроенных Лукием, архиепископом Александрийским, стоявшим на арианских позициях, Максим был осужден, и сослан в оазис за своё рвение к православию и за предложение помощи тем, кто пострадал по той же причине[6]. Примерно через четыре года был освобожден, вероятно, после смерти Валента, и через некоторое время представил в Медиолане императору Грациану, свою работу «О Вере» (греч. Περὶ τῆς πίστεως, лат. De Fide), с обличением ариан.

Писал он также против других ересей, дискутировал с язычниками, но в упомянутой работе или в другой, неясно[6]. Видимо, по возвращении из Милана он посетил Константинополь, где Григорий Богослов был только что призван к архиепископской кафедре (379 год). Григорий оказал ему высокую честь, выступив с панегирической речью в заполненной людьми церкви, перед празднованием Евхаристии; в своей речи знаменитый ритор создал образ человека, сочетавшего в себе мудрость философа с ревностью христианина — исповедника никейской веры, пострадавшего за свои убеждения. Приветствуя философа Ирона (он же Максим), Григорий не скупится на похвалы: