Нордау, Макс


Макс Норда́у (настоящее имя — Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд (Simon Maximilian Südfeld); 29 июля 1849, Пешт — 23 января 1923, Париж) — врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации.

Симон Максимилиан Сюдфельд родился в 1849 году в Пеште (Венгрия). Его отец, Габриэль бэн Ассэр Сюдфельд, был раввином. Получил традиционное еврейское воспитание. С 18-го года жизни стал строгим натуралистом и эволюционистом. В 1874 изменил фамилию на Нордау (Nordau). Окончив учёбу в 1875 году, стал врачом, а в 1880 году переехал в Париж. Параллельно основной работе был корреспондентом ведущих европейских газет[5].

Всемирную известность Нордау принесли его труды по политическим и экономическим прогнозам развития общества на следующие 100 лет. Пожалуй, самым известным его произведением стало «Вырождение», в котором он предпринял оригинальную попытку интерпретации «заката Европы», критикуя с моральных позиций «дегенеративное искусство», порождённое современной урбанистической цивилизацией. Разделял идеи Чезаре Ломброзо. Умер в 1923 году в Париже, останки в 1926 году были перевезены в Тель-Авив.

Нордау был полностью ассимилированным европейским евреем. Он женился на протестантке и, несмотря на венгерское происхождение и еврейские корни, осознавал себя частью немецкой культуры. В автобиографии он писал: «Когда мне исполнилось пятнадцать, я оставил еврейский образ жизни и изучение Торы… Иудаизм остался только в памяти, и с тех пор я считал себя немцем и только немцем».

Обращение его к сионизму было спровоцировано делом Дрейфуса. После знакомства с Теодором Герцлем в 1895 году Нордау стал пламенным сторонником идеи сионизма и участником сионистского движения. Будучи одним из ранних лидеров еврейского национального движения, принимал активное участие в первых десяти всемирных сионистских конгрессах, неоднократно избирался вице-президентом, а затем и президентом нескольких сионистских конгрессов.

В 1898 году на Втором сионистском конгрессе в Базеле, с целью преодолеть стереотип в отношении евреев, предложил термин «Мускулистый иудаизм». В «Еврейском журнале гимнастики» появилась соответствующая статья.