Мактелл, Ральф


Ральф Мактелл (Ralph McTell, наст. имя — Ральф Мэй, Ralph May, Кент, Англия, 3 декабря 1944)[1] — британский фолк-исполнитель, певец, гитарист, поэт, автор песен. Всемирную известность Мактеллу принесла песня «Streets of London», считающейся современной фолк-классикой (более двухсот исполнителей записали её версии, в том числе Брюс Спрингстин, Арета Франклин, Anti-Nowhere League, Blackmore's Night)[2]. Разносторонний гитарист и автор, Мактелл оказал значительное влияние на развитие фолк-сцены не только в Великобритании, но также в США и континентальной Европе[2][3].

Ральф Мэй родился в семье военнослужащего Фрэнка Мэя; мать, Уиннифред Мосс вышла за него в 1943 году, во время военных действий, когда тот находился в отпуске в Англии. Сын был назван в честь Ральфа Вогана Уильямса; композитора, у которого Фрэнк когда-то работал садовником[4]. Через год после рождения второго сына, Брюса, Фрэнк ушёл из семьи: это произошло в 1947 году. Уиннифред пришлось одной, без посторонней помощи воспитывать двоих мальчиков, чье детство, проведённое в Кройдоне, было очень бедным, но судя по воспоминаниям, счастливым. Позже об этом времени Ральф Мактелл рассказал в песне «Barges».

Музыкальные способности мальчик проявил в семилетнем возрасте, когда дед научил его играть на гармонике[2]. По окончании начальной школы и экзаменов 11-plus, Мактелл поступил в среднюю школу Джона Раскина[5], где учился слабо, хоть и отмечался как способный ученик. Во многом сыграла роль не слишком дружелюбная обстановка: в основном здесь учились дети из богатых семей. Со своими музыкальными пристрастиями юный Мактелл также не вписывался в коллектив: он полюбил музыку скиффл и американский рок-н-ролл. По самоучителю Формби овладев техникой игры на укулеле, он вскоре начал исполнять скиффл-стандарты, вроде «Don’t You Rock Me, Daddy-O», а на второй год пребывания в школе организовал собственный ансамбль. Изначально Ральф Мэй как гитарист находился под влиянием кантри- и блюзовых инструменталистов начала XX века, таких, как Блайнд Блэйк, Роберт Джонсон и Блайнд Вилли Мактелл[6]; именно в честь последнего, по совету одного из друзей, он взял сценический псевдоним McTell[7]. В числе основных литературных влияний музыкант называл впоследствии Джека Керуака и Джона Стейнбека[2].