Малая авиация


Малая авиация — просторечное название авиации использующей летательные аппараты малого класса (самолёты, вертолёты, БПЛА), в сегменте авиационных работ (для перевозки людей и грузов, распыления удобрений, тушения лесных пожаров и тому подобного).

В настоящее время термин «малая авиация» в российском законодательстве не применяется, но многие используют данное словосочетание в литературе и средствах массовой коммуникации. Вместе с тем, 23 ноября 2022 года Советом Государственной Думы ФС России принято решение об образовании межфракционной рабочей группы по развитию малой авиации (далее – МРГ)[1], что определило перспективы применение именно этого термина в правовом поле. МРГ образована в целях возрождение малой авиации как доступного, надёжного и безопасного вида общественного транспорта. Для достижения цели планируется закрепление термина «малая авиация» в Воздушном Кодексе России, а также разработка специального регулирования малой авиации. Выбор термина «малая авиация» был обусловлен исторически сложившимся и общепринятым разделением гражданской авиации на «малую» и «большую», а также законодательным разделением российского предпринимательства (бизнеса) на малый, средний и большой. В качестве базового варианта определения термина «малая авиация» рассматривается «гражданская авиация, используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ на лёгких воздушных судах, в том числе пилотируемых и беспилотных». Таким образом из-под действия нового регулирования исключается авиация общего назначения (АОН).

По состоянию на конец 2022 года в опубликованном на сайте Росавиации Перечне эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок[2], содержатся сведения о 15 эксплуатантах, эксплуатирующих 59 лёгких воздушных судов (44 самолёта Ан-2/ТВС-2МС, 6 самолётов Cessna 208B, 6 самолётов DHC-6 Series 400 Twin Otter, и др.). Перевезти таким парком воздушных судом теоретически можно не более 430 000 пассажиров в год.

Для сравнения, в США сегодня действует более 2 000 операторов, сертифицированных по нормам малой коммерческой авиации 14 CFR Part 135 Air Carrier and Operator Certification, которые эксплуатируют 15 644 легких воздушных судна [3].

В относительных величинах размер российской малой авиации составляет не более 0,39% от пассажиропотока всей российской гражданской авиации, и 0,37% от количества легких воздушных судов, эксплуатируемых в коммерческих перевозках в США.

Вместе с тем, в сегменте авиационных работ присутствует значимое количество эксплуатантов, имеющих в своем парке легкие воздушные суда. Количественно оценить рынок авиаработ не представляется возможным в связи с отсутствием на сайте Росавиации статистики производственной деятельности эксплуатантов авиаработ.