Мальбранш, Николя


Николя́ Мальбра́нш (фр. Nicolas Malebranche; 6 августа 1638, Париж — 13 октября 1715, там же) — французский философ-метафизик, картезианец[6], католический священник. Приверженец и выразитель теоцентристских идей: всё, что существует в материальном мире — идеи Бога; мы познаем вещи постольку, поскольку познаём Бога (созерцаем их в Боге)[7]; в частности, мы испытываем ощущения (боли и прочие) лишь потому, что Бог открывает нам через них происходящее вне и внутри нас[8]. Мальбранш развил учение о причинности — окказионализм; сформулировал тезис о невозможности влияния тела не только на душу, но и на другие тела.

Мальбранш родился в Париже в семье секретаря Людовика XIII, изучал теологию в Сорбонне, в возрасте 23 лет вступил в религиозную конгрегацию ораторианцев и стал священником в 1664 году. Познакомившись с сочинениями Декарта (1596—1650), он отдался философии, не покидая религиозной точки зрения[6]. Также Мальбранш испытал влияние Августина[9]. Непосредственное влияние на Мальбранша оказал Луи де Лафорж[10].

Жизнь Мальбранша, бедная внешними событиями, прошла в непрерывной умственной работе. Главное своё сочинение, «De la recherche de la vérité» («Разыскания истины»), он исправлял и переделывал в течение 40 лет (1 изд., в 1673 г., последнее при его жизни, 4-е, в 1712 году). Кроме этого, Мальбранш много полемизировал, в брошюрах и письмах, с современными ему философами и богословами, особенно с Арно. Перед смертью его посетил Джордж Беркли и имел с ним продолжительный спор.[6]

Мальбранш не оставил школы, но имел нескольких приверженцев среди своих современников, каковы были де Меран (его переписка с Мальбраншем издана в 1841 году: «Lettres à Dortous de Mairan»), Франсуа Лами и Луи Томассен[en][6].

В точке отправления своей философии Мальбранш оригинально варьирует «методу» Декарта. Человек, чтобы пользоваться присущей ему разумной свободой, должен признавать или принимать (теоретически и практически) только то, за что внутренне ручается голос его разума и совести.

Отсюда два основных правила, из которых одно относится к наукам, а другое к нравственности: 1) вполне соглашаться должно лишь с положениями настолько очевидными, что отвергнуть их нельзя без внутреннего, болезненного ощущения и тайных упреков разума и 2) никогда не должно любить безусловно то благо, которое можно не любить без укоров совести. Соблюдение этих правил ведет к познанию истины и к обладанию подлинным благом, а отступление от них выражается в различных заблуждениях, скрывающих от нас истину и благо.