Манчини, Джулио


Джулио Манчини (итал. Giulio Mancini; 21 февраля 1559, Сиена — 22 августа 1630, Рим) — итальянский коллекционер и торговец произведениями искусства, художественный критик и писатель-историограф. Его литературные заметки о современных художниках, таких как Караваджо и Аннибале Карраччи, остаются одним из самых ранних источников биографической информации; его «Рассуждения о живописи» (Le Considerazioni sulla pittura) представляют собой важное свидетельство художественной жизни Рима в начале XVII века.

Манчини родился в семье врача, начал своё обучение в Коллегиуме иезуитов в Сиене, затем, в 1579 году переехал в Падую, чтобы продолжить обучение в Падуанском университете, где изучал медицину, астрологию и философию. В 1592 году он отправился в Рим, занимался медицинской практикой; с 1595 года — в больнице Санто-Спирито-ин-Сассио. В 1585 году в Болонье Манчини слушал лекции философа Федерико Пендазио, естествоиспытателя и ботаника Улиссе Альдрованди.

В 1623 году Манчини стал придворным медиком папы Урбана VIII. Папа был известным покровителем художеств, и их отношения были столь доверительны, что в 1628 году Манчини получил должности апостольского протонотария (protonotario apostolico) и каноника Собора Святого Петра в Ватикане. Он также получил титулы римского дворянина, графа и рыцаря (nobile romano, conte e cavaliere)[3].

В своей личной жизни Манчини был «стихийным атеистом», человеком свободных взглядов, любителем изящного и знатоком искусств. Он стал членом «Академии юмористов» (Accademia degli Umoristi), литературного клуба, основанного в 1603 году, в который входили Джованни Баттиста Гуарини, Алессандро Тассони и Джан Витторио Росси. Манчини писал и о таких разнообразных предметах, как танцы, маскарады и обычаи придворных дам[4].

Он умер в Риме, в 1630 году, в папской резиденции на Квиринале, в возрасте семидесяти одного года. На следующий день после его смерти, 23 августа, похороны были отмечены грандиозной процессией. Манчини завещал своё состояние для распределения среди студентов города Сиены[5].

Медицинскую практику Манчини совмещал с коллекционированием произведений искусства. С 1606 года он стал собирать рисунки, картины и изделия из бронзы. В основном он покупал произведения художников тосканской и болонской школ. Среди картин главное место занимали произведения Караваджо, Федерико Бароччи, братьев Карраччи, Кавалера д’Арпино (Джузеппе Чезари), Доменикино (Доменико Зампиери), Гвидо Рени и Джованни Ланфранко. Манчини не скрывал коммерческий характер своей деятельности, но совмещал её с научным подходом, составляя каталоги своих собраний. Последние оформлены в томах, разделённых по авторам. В качестве практикующего врача Джулио Манчини устанавливал дружеские отношения со многими художниками. Коллекционеры, влиятельные заказчики и меценаты, учёные и любители искусства также были его клиентами[6].