Ланфранко, Джованни


Джованни Ланфранко (итал. Giovanni Lanfranco; 26 января 1582, Парма — 30 ноября 1647, Рим) — итальянский живописец болонской школы, мастер фресковых росписей, алтарных картин. Рисовальщик и офортист.

Джованни Ланфранко учился в Болонье, мальчиком был определён пажом на службу к графу Орацио Скотти ди Монтальбо в Пьяченце. Последний, обнаружив в юноше талант к рисованию, доверил его в качестве ученика Агостино Карраччи в Парме, где последний работал у герцога Рануччо I Фарнезе. После смерти Агостино Карраччи в 1602 году, в возрасте двадцати лет Джованни уехал в Рим и поступил в школу Аннибале Карраччи, который содействовал своему ученику в получении заказов на оформление Палаццо Фарнезе. Затем Ланфранко жил и работал в родном городе, а также в Пьяченце, а затем вернулся в Рим и оставался там более двадцати лет. Его растущая репутация принесла ему многочисленные частные заказы и запрестольные образы для различных церквей в Италии, включая собор Пьяченцы и церковь Санта-Мария-дель-Кармине в Орвието[2].

Его растущая слава обеспечила ему обилие заказов. Ланфранко стал писать свои картины в беглой и даже несколько небрежной манере. В 1615 году он выполнил крупный заказ в Риме, украсив Капеллу Бонджованни в церкви Сант-Агостино фреской купола «Вознесение Девы с четырьмя пророками», где также написал запрестольный образ и настенные фрески[3].

В 1634 году последовала работа по росписи церкви ордена иезуитов «Иль Джезу Нуово» в Неаполе. По возвращении в Рим художнику покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII.

Главной работой Ланфранко начала 1620-х годов является украшение Капеллы Саккетти, или "Капеллы Распятия (Cappella del Crocifisso), в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, которое он завершил в 1623—1624 годах купольной фреской с изображением Вознесения Христа и пророков, а также люнетами и двумя панно на тему Страстей Христа[4]. Одной из самых известных и успешных его картин этого периода является «Экстаз блаженной Маргариты да Кортона» (1622), которая ныне экспонируется в Палаццо Питти во Флоренции и, возможно, послужила примером для знаменитой скульптурной группы Джанлоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы» в капелле Корнаро римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория (1645—1652)[5].