Маркиза де Вильпаризи


Маркиза де Вильпаризи (фр. Madeleine de Villeparisis) — один из центральных персонажей цикла романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (далее — «Поиски»).

Мадлена де Вильпаризи, пожилая маркиза из знатных родов: Буйон (урождённая герцогиня Бульонская, дочь Флоримона де Гиза, сестра герцога Бульонского)[1][2][3] и Германтов (тетя Базена, герцога Германтского, и его жены Орианы, которую она воспитала)[4]; герцогиня д`Эвре по первому мужу[5]. Рассказчик отмечал, что маркиза в первом браке «принадлежала к числу женщин, которые, происходя из славного рода и после замужества попав в семью не менее знатную, все же не занимают видного положения в обществе и, если не считать нескольких герцогинь, их племянниц или невесток, и даже двух-трёх особ королевского рода, старых друзей их дома, принимают у себя в салоне третьесортную публику: буржуа, провинциальных или оскудевших дворян, из-за которых давно уже у них перестали бывать люди элегантные и снобы, не связанные с ними долгом родства или старинной дружбы»[6].

Позднее она — вдова г-на Тирьона, который именовал себя маркизом де Вильпаризи. По словам её племянника де Шарлю, «на неё нашла блажь: она вторично вышла замуж за никому не известного Тирьона... он захотел стать господином де Вильпаризи... Но тётка от великого ума — сейчас она в таком возрасте, когда выживают из последнего, — объявила, что в роду её мужа был такой маркизат»[7]. Рассказчик был «поражён, когда узнал, что фамилия Вильпаризи выдуманная»[8]. Она составлена из слова «город» и названия кельтского племени «паризиев», обитавшего в тех местах, где затем был построен Париж[9].

Маркиза де Вильпаризи — многолетняя любовница дипломата маркиза де Норпуа[10] и давняя приятельница бабушки Рассказчика, однако та в присутствии внука предпочитала с маркизой не сближаться, до того момента, когда в бальбекском Гранд-отеле им невозможно было разминуться[11]. Маркиза живёт во флигеле особняка своих племянников Германтов[12], куда затем (по-видимому, по её рекомендации) переезжает и семья Рассказчика[13].

Утратив после второго брака высокое положение в обществе, на склоне лет маркиза вновь «начала им дорожить», устроив у себя салон, в который ей «хотелось приманить к себе всех, кого она прежде так старательно от себя отдаляла»[14]. Мадлена де Вильпаризи пишет цветы акварелью[15], подобно Жанне-Мадлене Лемер (1845—1928), художнице-акварелистке и хозяйке артистического салона, приятельнице Пруста[16]. Рассказчик отмечает, что в маркизе де Вильпаризи благородство обычно сочеталось с простотой обращения, но порой она становилась неестественно любезной. «Единственно, в чём у неё сказывался недостаток истинной учтивости, так это в том, что она была чересчур учтива: тут проявлялась профессиональная черта дамы Сен-Жерменского предместья»[17].