Мароны


Мароны (фр. les Marrons, также marronage «одичание, возвращение в дикое состояние; маронство») — представители особых сообществ беглых рабов-негров и их потомков смешанного происхождения (мулаты, самбо), на протяжении веков ведущих полукочевой и практически независимый образ жизни в глухих горных регионах вдали от центров европейской колонизации в Западном полушарии. Наиболее широкое распространение феномен маронства получил в XVI—XVII веках в бассейне Карибского моря (Вест-Индия, Антильские острова), затем, в XVIII—XIX веках, по мере освоения других территорий, мароны переместились в более труднодоступные континентальные области (болота Миссисипи, Флорида, горные Анды, бразильский сертан, Гвиана и Суринам), где маронские поселения сохраняются и поныне. Мароны часто сотрудничали с прибрежными пиратами, совершали грабительские набеги на подконтрольные европейцам поселения с целью захвата продовольствия, но и сами при этом постоянно становились объектами непрерывного наблюдения со стороны европейских властей, армии и полиции, стремящейся вернуть беглых рабов их господам или же в случае пленения продать их на невольничьем рынке.

Слово марон в русский язык попало из французского, куда оно, в свою очередь, было заимствовано из испанского языка: именно Испания играла ключевую роль в освоении Америк конца XV — сер. XVI веков. Слово «симарроны» означает беглые рабы (от исп. cimarron от cima «верхушка, вершина горы»). По другой версии, слово имеет индейское происхождение: так араваки называли одичавших домашних животных. В англоязычных странах получили название буш-ниггеры (англ. bush Nigger от нидерл. bosch «лес»), откуда также слово «бузиненги» (Французская Гвиана); в португалоязычных странах именуются также киломбу.

Первые мароны появились уже на заре европейской колонизации Америк. Так, испанские колониальные хроники фиксируют появление беглых рабов уже в 1512 году. В джунглях, болотах и горах беглые негры (как правило только что привезённые из Африки) зачастую объединяли свои усилия с индейскими племенами, которые оказывали им поддержку, и постепенно смешивались с ними, что привело к появлению групп самбо.

Приблизительно в это же время в маронской среде, где на первых этапах преобладают индейские и автохтонные языки, начинается неполное усвоение европейских языков, приведшее к появлению новой лингва франка регионов. Так происходит становление местных креольских языков, одни из которых (например, паленкеро) со временем исчезли в ходе процесса декреолизации, а другие наоборот приобрели официальный статус и стали самостоятельными языками (папьяменто, таки-таки, креольский язык) или оказались в промежуточном положении современных социолектов (язык галла и афроамериканские диалекты в США).