Массовая культура


Ма́ссовая культура (масскульту́ра, англ. mass culture; популярная культура, англ. popular culture; поп-культура, англ. pop culture; культура большинства) — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (в том числе интернет, телевидение, радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (то есть мейнстрима).

Термин «массовая культура» возник в 40-х годах XX века в текстах Макса Хоркхаймера и Дуайта Макдональда[англ.], посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества[источник не указан 2576 дней]. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоёв, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).

Массовая культура XX века тесно связана с рекламой. Ещё с конца XIX века известные художники (А. Тулуз Лотрек, А. Муха, И. Билибин, и многие другие) делали рекламу настоящим произведением изобразительного искусства. А во второй половине ХХ века реклама породила такое направление в искусстве, как поп-арт, ставшее частью массовой культуры[1][2].