Мастерская художника на улице Кондамин


«Мастерская художника на улице Кондамин» (фр. L’atelier de la rue de La Condamine), или «Ателье Базиля» (фр. L’atelier de Bazille) — картина в стиле раннего импрессионизма французского художника Жана-Фредерика Базиля, на которой он изображён среди друзей в своей мастерской. Высокая фигура самого автора, стоящего перед мольбертом, написана Эдуаром Мане. Полотно написано в 1870 году и представляет собой живопись маслом на холсте размером 98×128,5 см. В настоящее время хранится в музее Орсе в Париже.

Базиль принадлежал к кругу ранних импрессионистов, чей творческий эксперимент начался в 1860-х годах. В то время импрессионизм ещё не оформился в отдельное направление в искусстве. Он дружил с Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Эдуаром Мане, с которыми обучался живописи в мастерских Шарля Глейра и Гюстава Курбе. С 1866 года художники часто собирались в кафе Гербуа на улице Батиньоль в Париже, почему в искусствоведении иногда их называют «батиньольцами», или «Батиньольской группой». Писатель Эмиль Золя и фотограф Надар часто посещали их общество. «Батиньольцы» регулярно принимали друг друга в своих мастерских, рисовали интерьеры и портреты друг друга, несмотря на то, что предпочитали писать на пленэре. Их связывало сопротивление руководству Академии изящных искусств, которое придерживалось строгих классических правил, господствовавших в то время во французском искусстве.

Базиль был ведущей фигурой среди «батиньольцев». Он происходил из состоятельного среднего класса и часто оказывал финансовую поддержку своим друзьям, покупая у них работы. Например, натюрморт «Фрукты» (фр. Les fruits) у пианино принадлежит кисти Моне, картина с двумя женщинами - кисти Ренуара. На картине изображены также полотна самого Базиля: «Туалет» (фр. La toilette) висит за диваном, «Рыбак с сетью» (фр. Le pêcheur à l’épervier) в правой части над лестницей, «Терраса в Мерик» (фр. La terrasse à Méric) над пианино, а слева от дивана, напротив окна, стоит «Гадалка» (фр. La tireuse de cartes). Большинство изображённых на картине работ были отклонены консервативным Парижским салоном, которому с того времени почти все «батиньольцы» прекратили предлагать свои картины для экспозиции.

На картине изображена сцена в мастерской Базиля, располагавшейся в доме номер 9 на улице Кондамин в Париже, которую автор полотна занимал и делил с Ренуаром с 1 января 1868 по 15 апреля 1870 года. До 10 августа 1868 года эта улица называлась улицей Пэ.