Матушка Россия


Ма́тушка Росси́я (Росси́я-ма́тушка, Росси́я-мать, Русь-ма́тушка) — национальная персонификация России внутри страны и за границей; важный компонент национальной идентичности[источник не указан 3419 дней], получивший отражение в литературе, искусстве, военной пропаганде, политической риторике, массовой культуре[источник не указан 3419 дней].

Материнский символ страны является значимым элементом российской политической культуры. Для подтверждения собственной легитимности власть использует идею иерогамии, священного брака «России-Матушки» и правителя[1], который представлен в качестве её защитника от угрожающих ей врагов, внешних и внутренних. Политическая оппозиция, в свою очередь, привлекает образ Родины, страдающей от произвола власти, которая объявляется неправедной и зачастую национально чуждой (например, в народничестве XIX века)[2].

В древнерусской культуре получил распространение образ Русской земли, изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике[3]. В XVI веке она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Андрея Курбского[4]:

Прогрызли они чрево у матери своей, святой русской земли,
что породила и воспитала их поистине на беду свою и запустение!Князь А. Курбский о сторонниках Иоанна Грозного[5]

В петровскую эпоху для обозначения государства чаще используется термин «Отечество», однако и образ России-Матери появляется в текстах Феофана Прокоповича и Гавриила Бужинского, а позднее В. Тредиаковского и М. Ломоносова[6]. В последующие два столетия образ получает широкое распространение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, военной и политической пропаганде[7].

Екатерина II была властной самодержицей и потакала прихотям дворян, за что Сенат предложил ей принять титул «Мать Отечества», царица отказалась, но впоследствии титул негласно закрепился за ней, и верноподданные часто обращались к ней как «Матушка». Успехи Российской Империи в последней трети XVIII столетия тоже ассоциировались с Екатериной II.