Маук (станция)


Маукпромежуточная железнодорожная станция Челябинского региона Южно-Уральской железной дороги, расположена в посёлке Маук Каслинского района Челябинской области.

Станция размещена на неэлектрифицированной ветке Челябинск — Кыштым — Верхний Уфалей — Полевской — Екатеринбург (ветка построена в 1896 г. и соединила изолированную до этого Уральскую горнозаводскую железную дорогу с Самаро-Златоустовской). Станция Маукъ была построена в 18 верстах от станции Каслинскiй заводъ, расположенной в стороне от основной железнодорожной линии[2][3], хотя первоначально планировалось, что линия пройдёт через Касли, а не Кыштым[4].

Первоначально здание вокзала станции было деревянным[5] и было одним из первых 8, построенных в ходе строительства линии[6]. 28 (15) октября 1896 года через станцию проследовал первый поезд.

Как и вся линия, станция относилась в начальном периоде к Уральской железной дороге, в дальнейшем в составе Пермской железной дороги, с созданием Челябинской области в 1934 году и ЮУЖД, станция включена в её состав (первоначально в составе Уфалейского отделения ЮУЖД[7]).

Во время Гражданской войны, станция, как и вся линия железной дороги оказывается в центре событий боевых действий частей Красной Армии и отрядов красногвардейцев с подразделениями Чехословацкого легиона, вступившими в войну и прорывавшимися между Челябинском и Екатеринбургом, попутно захватывая промышленные центры[8][9][10]. В 1919 году белочехами на станции был убит секретарь волостного комитета РКП(б) Верхнего Уфалея Ваганов Пётр Степанович[11][12].

В октябре 1941 года на станции производилась разгрузка эвакуированного Харьковского радиозавода (завод № 193 НКОП, в дальнейшем на его базе сформирован Каслинский радиозавод, впоследствии АО «Радий»)[13].