Международный аэропорт


Междунаро́дный аэропо́рт[1]аэропорт, открытый для приёма и отправки международных авиарейсов (как пассажирских, так и грузовых), и имеющий соответствующие объекты таможенного и пограничного контроля. Обычно международные аэропорты крупнее внутренних, а также, как правило, имеют более длинные взлётно-посадочные полосы и необходимое оснащение для обслуживания более тяжёлых самолётов (например, Boeing 747 и Airbus A380), используемых для международных и межконтинентальных перелётов. Международные аэропорты часто также принимают и внутренние рейсы, используясь как транзитный пункт для пассажиров и грузов.

В августе 1919 года аэродром Хаунслоу-Хит[en] в Лондоне, Англия, стал первым аэропортом, который начал обслуживать регулярные международные коммерческие рейсы. Он был закрыт и вытеснен аэропортом Кройдон в марте 1920 года[2][3]. В 1928 году муниципальный аэропорт Дуглас[en] в Аризоне стал первым международным аэропортом в Америке[4].

Международные аэропорты иногда служат как военным, так и коммерческим целям. Аэропорт Кантон-Айленд[en] на островах Феникс (Кирибати), например, служил военным аэродромом во время Второй мировой войны, а затем использовался в качестве пункта промежуточной остановки для дозаправки коммерческими самолетами. Авиакомпания Qantas в конце 1950-х годов базировала там штаб наземного экипажа[5]. Появление в начале 1960-х реактивных самолетов, таких как Boeing 707, способных совершать беспосадочные рейсы между Австралией или Новой Зеландией и Гавайями, означало, что остановка для дозаправки больше не нужна, и аэропорт был закрыт для регулярных коммерческих рейсов. Другие международные аэропорты (к примеру, аэропорт Кайтак в Гонконге), были выведены из эксплуатации и заменены, когда перестали удовлетворять потребностям авиаперевозок[6][7].

Строительство и эксплуатация международного аэропорта зависят от сложного набора решений, на которые влияют технологии, политика, экономика и география, а также как местные, так и международные законы[8][9][10][11]. Некоторые международные аэропорты требуют строительства дополнительной инфраструктуры за их пределами[12]. Из-за высокой пропускной способности и загруженности воздушного пространства многие международные аэропорты имеют собственную авиадиспетчерскую службу[13]. В аэропортах, обслуживающих международные рейсы, есть таможенные и иммиграционные службы, которые предоставляют право на въезд[14].

К числу наиболее важных услуг аэропорта относится дополнительная транспортная инфраструктура, в том числе железнодорожные сети, услуги такси и шаттлов, а также общественные автобусы. Большие площади для парковки автомобилей также типичны для международных аэропортов. Из-за очень большого масштаба международных аэропортов организовываются услуги трансфера для перевозки пассажиров между терминалами[15]. Такие системы работают, например, в сингапурском аэропорту Чанги и аэропорту Цюриха.