Международный аэропорт имени Николы Теслы


Международный аэропорт «Никола Тесла Белград» (серб. Међународни аеродром Никола Тесла Београд) (ИАТАBEG, ИКАОLYBE) — международный аэропорт в городе Белград, также известный под названием Белградский аэропорт (серб. Аеродром Београд / Aerodrom Beograd) или Сурчинский аэропорт (серб. Аеродром Сурчин / Aerodrom Surčin)[4][5]. Своё имя получил в 2006 году в честь известного учёного и изобретателя Николы Теслы. Крупнейший и наиболее загруженный сербский аэропорт, находящийся в 18 км к западу от спального района Белграда, на территории общины Сурчин, окружённый плодородными землями географической области Срем.

Аэропорт служит хабом для крупнейшей сербской авиакомпании Air Serbia, является одним из ключевых аэродромов малобюджетной компании Wizz Air и используется также службами аэротакси Air Pink, Eagle Express и Prince Aviation. Управление аэропортом осуществляет государственная компания «Aerodrom Nikola Tesla Beograd». Аэропорт принимает рейсы из Европы (в том числе и из России). Пассажиры, заходящие на посадку с востока, видят центр Белграда (в частности, район Нови Београд и общину Чукарица). Ранее, во время плохой погоды, рейсы перенаправлялись в Ниш.

В 1910 году в окрестностях Баницы был открыт первый белградский аэродром. На нём проводили свои лётные испытания пионеры сербской авиации: Симон, Маслеников, Видмар и Чермак. В 1912 году для нужд ВВС Сербии был построен деревянный ангар: в то время ВВС Сербии участвовали в войне против Турции. В 1914 году аэродром Баница стал базой для эскадрильи ВВС Сербии и роты аэростатов. После окончания войны аэродром использовался воздушной почтой по маршрутам Нови-Сад — Белград — Ниш — Скопье и Белград — Сараево — Мостар[6]. В 1911 году был открыт ещё один аэродром в нижней части Калемегданской крепости, где сейчас располагается Белградский планетариум[6].

В 1923 году в Панчево, к северо-востоку от Белграда, начал работу новый аэродром. Тогда же авиакомпания CFRNA открыла международные рейсы Париж — Стамбул, проходившие через Белград. В том же году на аэродроме началась работа воздушной почты. Также его использовала Академия ВВС Королевства сербов, хорватов и словенцев. После второй мировой войны аэродром перешёл во владение ВВС Югославии, а затем к компании УТВА после того, как её штаб-квартира переехала из Земуна в Панчево[6].