Меи, Джироламо


Джироламо Ме́и, Мей (Girolamo Mei) (27 мая 1519, Флоренция — 07.1594, Рим) — итальянский гуманист, филолог-классик и теоретик музыки. Идейный вдохновитель Флорентийской камераты, друг, консультант и корреспондент её активных членов Винченцо Галилея и Джованни Барди.

Изучал древнегреческий язык, античную философию и литературу у Пьеро Веттори, в письмах к нему оставил ценный комментарий к «Поэтике» Аристотеля, помогал Веттори в издании памятников античной литературы и философии. В 1551 начал изучать теорию древнегреческой музыки по оригинальным трактатам. Переехав в Рим (в 1559), в 1561-74 работал секретарём кардинала Джованни Риччи, с 1574 в той же должности служил у Джованни Франческо Ридольфи.

Занимался кропотливым изучением сложнейшего отдела древнегреческой теории — учения о ладе (тоне). В трактате «О музыкальных ладах древних» («De modis musicis antiquorum», 1573) изложил своё понимание этого учения, а также представил очерк истории лада от Аристоксена до Глареана. В четвёртой книге обнародовал своё представление о роли музыки и слова в древнегреческом театре, согласно которому древние трагедии и комедии полностью распевались хором и солистами в сопровождении авлоса.

В письмах и поздних трактатах пришёл к выводу, что многоголосные лады современной музыки не в состоянии выразить аффект, присущий монодическим ладам греческой музыки. В многоголосии, по его убеждению, различные аффекты смешиваются, противореча друг другу и смущая душу слушателя. Аналогично смешиваются в многоголосии и противоположные ритмы. Радикальностью отличалась оценка Меи контрапункта как изобретения, пригодного лишь для демонстрации профессионального мастерства композиторов. Для всего другого (особенно же для экспрессии, заложенной в поэтическом стихе) контрапункт бесполезен. Радикализм Меи стал известен, в частности, по его (посмертно опубликованному) трактату «Discorso sopra la musica antica e moderna» (1602). Аналогичная эстетическая позиция Меи подтверждается и в его письмах (всего сохранилось 6) к В.Галилею и Дж. Барди[3].

Труды и письма Джироламо Меи оказали решающее влияние на взгляды итальянских музыкантов позднего Ренессанса и раннего барокко, послужили теоретической и эстетической базой для создания новоевропейской «монодии» (то есть мелодии гомофонного склада) и новоевропейской «музыкальной драмы» (то есть оперы).