Месье Кляйн


«Месье Кляйн» (фр. Monsieur Klein) — детективный драматический фильм 1976 года режиссёра Джозефа Лоузи с Аленом Делоном в главной роли. Действие картины разворачивается в вишистской Франции, и кафкианский сюжет посвящен парижскому арт-дилеру, который принят полицией за еврея с таким же именем и становится жертвой Холокоста, не сумев доказать своё происхождение.

Фильм является совместным производством Франции и Италии. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале 1976 года. «Месьё Кляйн» получил всеобщее признание критиков и завоевал три премии «Сезар»: за лучший фильм, лучшую режиссуру (Джозеф Лоузи) и лучшие декорации (Александр Траунер). Ален Делон был номинирован как лучший актёр.

Париж, январь 1942 года. Франция оккупирована нацистами. В больнице женщина средних лет проходит унизительный медицинский осмотр, в ходе которого врач констатирует её семитские корни. Соответствующее заключение будет направлено в префектуру полиции, что не сулит ничего хорошего, поскольку евреи подвергаются гонениям. На выходе из кабинета женщину встречает её муж, прошедший аналогичный осмотр, и она утверждает, что всё прошло хорошо.

Робер Кляйн, аполитичный арт-дилер, эльзасец по происхождению, католик по вере, ведёт роскошный образ жизни в шикарной парижской квартире со своей любовницей Жанин. В аукционном зале он наблюдает за продажей гобелена с изображением стервятника, украшенного многочисленными каббалистическими символами. Робер советует знакомой не покупать его, считая, что он принесёт несчастье. Не терзаясь угрызениями совести, Робер по дешёвке скупает произведения искусства и антиквариат у французских евреев, нуждающихся в деньгах для срочного выезда из Франции. У одного из них он приобретает «Портрет голландского дворянина» работы Адриана ван Остаде, согласившись заплатить 300 золотых луидоров — половину от запрошенной стоимости. Посетитель заявляет, что эта картина всегда была в его доме, а привез её из Голландии ещё его дед или прадед. Провожая визитёра, Робер обнаруживает под дверью газету «Еврейский вестник», который распространяют по подписке среди иудеев. Робер узнает, что существует его полный тёзка — живущий в париже еврей, которого разыскивает полиция и который пересылает ему свою почту, явно пытаясь разрушить его репутацию и сделать его мишенью для антисемитов. Робер сообщает о своем однофамильце в полицию, но главный комиссар по еврейскому вопросу подозревает, что он намерен скрыть свою собственную личность.