Остаде, Адриан ван


Адриан ван Оста́де (нидерл. Adriaen van Ostade; 10 декабря 1610, Харлем — 2 мая 1685, там же) — голландский живописец и гравёр, мастер офорта «Золотого века голландской живописи». Один из основоположников «крестьянского» бытового жанра. Ученик Франса Халса, старший брат Исаака ван Остаде[1].

Адриан ван Остаде был старшим сыном Яна Хендрикса Остаде, родом из деревни Остаде (теперь Астен). И Адриан, и его брат Исаак взяли себе имя «ван Остаде», когда стали художниками. Личная жизнь Ван Остаде была полна неудач. Он женился в 1638 году, но его жена умерла в 1640 году, после чего Адриан женился вторично. В 1666 году он снова овдовел. Адриан ван Остаде учился у Франса Халса и вначале работал в его манере. На его дальнейшее творчество 1640-х годов оказала влияние живопись Рембрандта. Благодаря успешным продажам своих картин Остаде со временем стал богатым человеком. В конце жизни он занялся рисованием пером и тушью, изготовлением гравюр (что было прибыльным делом), писал акварелью.

За свою жизнь Остаде написал девятсот двадцать картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. «Картины Остаде из-за их простоты, натуралистичности и силы выражения были очень популряны. Художника называли „Крестьянским Рембрандтом“»[2]. Героями его картин становились праздные представители низшего сословия: курильщики, пьяницы, игроки в карты, шарлатаны, драчуны и тому подобное, иногда он писал портреты. Остаде предпочитал изображать всё это по примеру Адриана Брауэра с юмором, тем самым вызывая в своё время восхищение и отвращение одновременно. Ван Остаде заимствовал эту тему у писателей того времени, таких как Г. А. Бредеро. Некоторым «героям» художника, «мятущимся озверелым фигурам» придан «какой-то фантастический характер. Отдалённо они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля»[3]. При этом он соединил грубую, реалистическую традицию Брейгеля с буйным стилем своего учителя Франса Халса: особенно в первые годы его картины содержали изображения маленьких, уродливых карикатурных фигурок, в лохмотьях, наслаждающихся алкоголем и табаком.

Е. И. Ротенберг писал, что под воздействием искусства Брауэра в ранних произведениях Остаде «преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой», но с общим подъёмом голландского искусства «прогрессирует и искусство Остаде», последующие произведения художника «идут по линии углубления человеческих образов»[4].