Фокусировочный мех


Фокусировочный мех (в обиходе — «гармошка») — светонепроницаемое подвижное соединение объектива и кассетной части фотоаппарата, позволяющее плавно менять расстояние между ними в процессе фокусировки. Устройство фокусировочного меха аналогично пневматической камере гармони и позволяет сочетать подвижность с герметичностью. Использование меха характерно для складных фотоаппаратов большого или среднего формата, однако встречается и в других оптических приборах, например, в фотоувеличителях и устройствах для макросъёмки. Большинство компендиумов для кинематографа также состоят из меха.

Такой способ подвижного соединения, заимствованный у гармони, впервые предложен в 1847 году русским фотографом Сергеем Левицким[1][2][3][4][5]. До этого большинство фотоаппаратов прямого визирования состояли из двух ящиков, вдвигавшихся друг в друга. Фокусировочный мех обеспечивает наиболее свободные подвижки объектива и кассетной части, позволяя эффективно исправлять перспективные искажения при архитектурной и других видах съёмок. В отличие от шифт-объективов, обладающих ограниченной возможностью подвижек, фокусировочный мех позволяет реализовывать принцип Шаймпфлюга без ограничений.

В фотоаппаратуре жёсткой конструкции фокусировочный мех нашёл применение при макросъёмке в качестве замены удлинительным кольцам, по сравнению с которыми меха способны обеспечить плавное бесступенчатое выдвижение объектива в большом диапазоне. Понятие «мех с двойным растяжением» означает возможность съёмки в масштабе 1:1 благодаря выдвижению объектива на удвоенное фокусное расстояние[6][7].

Выпускавшаяся в СССР приставка «ПЗФ» позволяла отодвинуть объектив от плоскости фотоплёнки на расстояние до 200 мм, обеспечивая большой масштаб съёмки.