Архитектурная фотография


Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка — жанр фотографии, ориентированный на фотосъёмку архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение формального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.

Полагают, что основное назначение архитектурной фотографии заключается в точном воспроизведении архитектуры здания, отделки, скульптур и элементов декора.

Оценка задач архитектурной фотографии расходится. Одни эксперты полагают, что архитектурная фотография преследует чисто формальные задачи. Такие исследователи и мастера рассматривают фотографию как технический инструмент, задача которого — выполнять техническую фотофиксацию зданий и сооружений.

Другая группа исследователей оценивает архитектурную фотографию как способ художественного воспроизведения объекта[1][2]. Изображение архитектуры как художественного объекта связано с представлением фотографической концепции, пространства[3], внерациональными принципами съемки, композиционными построениями и т. д. Мастера архитектурной фотографии ориентированы на выбор точки съёмки, ракурса, характера освещения. Некоторые исследователи понимают архитектуру как материал, который изначально формируют художественную основу фотографии[4][1].

Архитектурная фотография — один из наиболее ранних видов фотографии.[5][4] В момент своего возникновения фотография требовала долгой выдержки (до нескольких часов). Архитектура предоставляла стабильный неподвижный объект, который позволял проводить съемку только при долгой экспозиции[6][7]. Полагают, что к жанру архитектурной фотографии следует отнести первую фотографию Нисефора Ньепса — «Вид из окна в Ле Гра» (1827). К формату архитектурной фотографии относят «Вид бульвара дю Тампль» Луи Дагера и некоторые снимки «Карандаша природы» Уильяма Генри Фокса Тэлбота.

Фотография архитектуры была основой проекта «Гелиографической миссии» (1850-е годы), реализованного при поддержке Проспера Мериме и при участии таких фотографов как Эдуард Бальдю, Ипполит Баярд, Гюстав Ле Грей, Анри Ле Сек и Огюст Местраль.[8] Архитектурные фотографии «Гелиографической миссии» считаются одним из наиболее специфических проектов в истории фотографии.[9] Город и архитектура были ключевой темой в работах таких мастеров как Шарль Марвиль и Эжен Атже. Они представили город как систему повторяющихся элементов и фрагментов.[10]