Мивилль, Жак-Кристоф


Мивилль, Жак-Кристоф (Якоб Кристоф, Жан-Кристоф) (фр. Jacques-Christophe Miville; 1786, Базель — 1836, там же) — швейцарский художник романтической эпохи, живописец, рисовальщик, литограф, пейзажист, портретист, автор исторических картин, один из видных мастеров так называемой поздней «россики».

Родился в Базеле в 1786 году семье богатого шелкового фабриканта Иоганна Якоба Мивилля и его жены Маргарет Мивилль-Лотц. Обучался искусствам на родине и в Италии. Рисованию Мивилль учился в Базеле у Питера Бирманна, живописи — в Цюрихе у Иоганна Каспара Хубера, в Риме общался с крупными пейзажистами Иосифом Антоном Кохом и Иоганном Кристианом Рейнхартом. Он много работал на натуре[5].

Впервые Мивилль приехал в Россию в 1809 году. Несколько лет он провел в Петербурге, где ему покровительствовал известный швейцарский педагог, последователь и сотрудник великого Иоганна Песталоцци — пастор Иоганн фон Муральт, державший в Петербурге аристократический пансион. Мивилль давал платные уроки рисования и внедрил некоторые положения методики Песталоцци в обучение изобразительному искусству. С 1810 года, в перерывах между путешествиями по стране, он жил и работал в Петербурге, где служил художником и топографом у графа Григория Владимировича Орлова. Граф в том числе занимался делами Лесного департамента и нуждался в специалисте. Мивилля отправили на съемку лесов в новые провинции в Прибалтике и Финляндии. В 1814—1817 годах художник предпринял путешествия по Крыму и Кавказу. Мивилль восхищался их величественными видами, что привело его к дальнейшей специализации в жанре романтического пейзажа. Собранный им богатый материал (карандашные и акварельные наброски) послужил затем источником вдохновения для работ, созданных уже в Швейцарии. В 1819 году он продает в Петербурге серию из 40 своих работ графине Анне Бобринской. На вырученную сумму он совершает вторую поездку в Рим в 1819—1821 годах[5][6].

Его ранние работы написаны во время пребывании в Риме в 1805—1807 и в экскурсиях по Альпам, пейзажи выполнены в стиле романтизм, который в это время революционных потрясений и Наполеоновских войн определял все виды искусств в Европе. Испытал влияние австрийского художника Йозефа Коха, который работал в более радикальном стиле даже для романтиков[7].

Зрелые пейзажи Мивилля выполнены кистью достаточно уверенной и свободной, в манере мягкой, но несколько однообразной. В них преобладают коричневые и охристые тона, глухая зелень, голубые и белесые краски. По живописи и настроению это типичные сентиментально-романтические горные виды, которые много писали в начале XIX века в Европе в связи с модой на романтизм. Но мягкие очертания крымских гор, наполняющие пространство неповторимым волнообразным ритмом, вносят своеобразие в пейзажи Мивилля как и экзотика татарских поселений, кладбищ и мечетей[8].