Кох, Йозеф Антон


Йозеф Антон Кох (нем. Joseph Anton Koch; 27 июля 1768, Обергиблен близ Эльбигенальпа, Тироль — 12 января 1839, Рим) — австрийский живописец, рисовальщик и гравёр, мaстер офорта, романист, представитель классицистического пейзажа в немецком искусстве[4]:95. На родине был связан с эстетикой бидермайера, а в Риме — с обществом назарейцев[5].

Кох был сыном тирольского домосмотрителя (Häusler). Начальное образование получил в Аугсбурге, где работал в мастерской скульптора Игнаца Ингерла. По случаю конфирмации в 1785 году получил стипендию от принца-епископа Аугсбурга Клеменса Венцеслава фон Саксена. Это позволило ему поступить в Высшую школу Карла (Hohe Carlsschule) в Штутгарте, где он должен был получить всестороннее художественное образование. Однако Кох симпатизировал идеям Французской революции, в 1791 году был арестован по «политическим подозрениям» и получил предупреждение об отчислении из школы. Он упредил события и бросил школу.

Кох присоединился к кружку якобинцев, сначала в Страсбурге, а в 1792 году в Биле, Швейцария. Его длительные походы по альпийским долинам нашли отражение в его позднейших пейзажах. В 1794 году грант от его покровителя Джорджа Нотта позволил Коху поехать в Италию. В 1795 году он посетил Неаполь, Салерно и Пестум и, наконец, поселился в Риме, где учился живописи в мастерской датского живописца Асмуса Якоба Карстенса. Там же встретил датского скульптора Бертеля Торвальдсена, с которым подружился.

С 1797 года Кох работал рисовальщиком и офортистом, иллюстрировал произведения Гомера и Шекспира. После пребывания в Вене в 1812—1815 годах вернулся в Рим и стал одной из ярких личностей в художественном кругу братства Святого Луки, впоследствии получившего название «назарейцы». Это группа молодых художников, в которую входили Иоганн Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель, Филипп Фейт и Петер фон Корнелиус, Иоганн Конрад Готтингер, Йозеф Винтергерст и другие. Мировоззрение Коха оказало значительное воздействие на членов объединения[6].

Зарисовки и эскизы, сделанные художником во время его путешествий по горам Швейцарии, стали основой для его более поздних больших композиций, когда он после рисунков и офортов занялся масляной живописью, ориентируясь на романизм Никола Пуссена и Клода Лоррена. С 1803 года Кох начал обследовать ближайшие окрестности Рима в сопровождении коллеги Иоганна Кристиана Рейнхарта. Позднее к ним присоединились Фердинанд Иоганн фон Оливье вместе с братом Фридрихом и Франц Хорни. Особенно часто Кох изображал Альбанские горы в окрестностях Рима и местность близ Олевано-Романо. В своих работах художник соединил принципы классицистического пейзажа Пуссена с непосредственными наблюдениями природы, запечатлёнными в его многочисленных рисунках и акварелях и тем самым создал свой собственный «альпийский стиль»[7].