Карстенс, Асмус Якоб


А́смус Я́коб Ка́рстенс (нем. Asmus Jacob Carstens; 10 мая 1754, Санкт-Йорген, Шлезвиг — 25 мая 1798, Рим) — датский и немецкий живописец и рисовальщик, представитель классицизма, романист[5].

Асмус Якоб родился в семье мельника Ганса Карстенса (1721–1762) и Кристины Доротеи, урожденной Петерсен (1726–1769), в селении Санкт-Йорген, ныне район города Шлезвиг, Шлезвиг-Гольштейн. Его брат Фридрих Кристиан Карстенс (1762—1798) — живописец и гравёр. Вначале Асмус Якоб Карстенс учился ремеслу бондаря, затем осваивал виноторговлю[6]. В возрасте двадцати двух лет он отправился в Копенгаген, чтобы поступить в Датскую королевскую академию искусств. Однако курс не закончил — занятия Карстенс посещал редко, на штудии рисунка обнажённой натуры вообще не являлся. Он отказался от присвоенной ему Академией серебряной медали, после чего был исключён из Академии.

Как художник он формировался за счёт самообразования. Занимался изучением философии, классической и кельтской мифологии. Основным направлением в творчестве художника стала графика. Порвав с Академией, Асмус Якоб «мечтал о создании большого стиля, рисовал огромные картоны углём, сангиной и мелом. Цвет не имел значения, главное — возвышенная идея и идеальная форма»[7].

Поездку в Рим, которую он предпринял вместе со своим братом, пришлось прервать из-за отсутствия денег. С 1783 года Карстенс жил в Любеке и занимался портретной живописью. В 1787—1793 годах Карстенс работал в Берлине. В столице Пруссии он не имел большого успеха, пока министр фон Хайниц не заметил на Академической выставке в 1789 году его картину «Падение ангелов», и не дал ему заказ на настенные и потолочные росписи в Королевском дворце. Наконец, в 1790 году по наущению прусского министра он получил звание профессора Прусской Королевской академии искусств. К этому периоду относится рисунок «Вакх и Амур», послуживший основой для написанной позднее, в Риме в 1795 году, одноимённой картины маслом.

В 1792 году Карстенс получил от Академии средства на поездку в Рим. Там он посвятил себя изучению античного искусства, произведений Рафаэля и Микеланджело, что оказало значительное влияние на формирование его идеального стиля.

В 1795 году он начал работу над композицией «Ночь (Никс) со своими детьми Сном (Гипносом) и Смертью (Танатосом)», считающейся его основным произведением. Источниками для картины, помимо учения о богах его друга Карла Филиппа Морица, являются теогония Гесиода и тексты Павсания.