Миляс


Миляс[1] (тур. Milas, в древности Милясы — Μύλασα или Μύλασσα) — город и район на юго-западе Турции. Находится на побережье Эгейского моря в 10 км от аэропорта Бодрум. Входит в состав провинции (ила) Мугла и подчиняется административному центру Мугла. Древняя столица Карии и Ментеше. На территории района Миляс находится 27 разных площадок археологических раскопок — рекордное число, как минимум, среди районов Турции.

Название Mylasa (Миляса), со старым анатолийским окончанием на -asa служит достаточным доказательством древности происхождения города. На основании слога -mil, который также обнаруживается в самоназвании ликийцев: Trmili (Трмили), одна теория, которой придерживаются некоторые исследователи, но которая остаётся недоказанной, связывает название «Миляса» с продвижением ликийцев из Милета, который тоже, как утверждает Эфор Кимский, был основан ликийцами под названием Миллаванда (Millawanda), на юг, к месту, где они обосновались. Но более ничего не говорит о ликийском происхождении названия Миляса[2]. Стефан Византийский в своём труде «Этника» (Ethnica или «Описание народов») говорит, что город получил своё название по некоему Милясу (Mylasus), сыну Хрисаора (Chrysaor) и потомку Сизифа и Эола, — объяснение, которое некоторые источники считают необоснованным в отношении города в Карии.[3]

Город расположен на плодородной равнине у подножия горы с крупными карьерами, где добывали белый мрамор, который шёл на строительство и украшение храмов города и других зданий со времён античности.

Милясы были захвачены Лабиеном в ходе гражданской войны. В греко-римский период город процветал, распространив своё влияние на три соседних города: Олимос, Лабранды и Евром. Город и его окрестности были богато украшены портиками и храмами, среди них — три храма Зевса: Зевса Осого, Зевса Лабрандинского и Зевса Карийского (Страбон, XIV, ii, 23). Милясы часто упоминаются античными авторами. Во времена Страбона в городе жили два выдающихся оратора, Евфидем и Гибрей. Из различных надписей известно, что фригийские культы были представлены здесь поклонением Сабазию (= Вакх), египетский — поклонением Изиде и Озирису. Также имелся храм Немезиды.

Одна из надписей из Миляс (впервые опубликована в журнале Bulletin de correspondance hellénique, 1890, стр. 621—623) содержала одно из немногих точных сведений о жизни Корнелия Тацита, указав, что он был проконсулом Азии в период между 112 и 113 гг.