Мини-юбка


Мини-юбка — короткая юбка, юбка с краем на значительном расстоянии выше колен, не ниже середины бёдер (не более 10 см от ягодиц)[1], мини-платье — платье с таким краем.

В современном виде мини-юбки появились в 1960-х гг., и с тех пор являются одним из наиболее культурно значимых предметов одежды в плане не только эстетического, но и политического влияния.[2]

Исторически в большинстве культур древности и Средневековья у женщин были распространены длинные, до щиколоток платья или юбки, а короткие юбки могли носить танцовщицы (позднее также чирлидеры), циркачки или женщины других «легкомысленных» профессий, но из этого правила были и исключения. Так, в наряд, напоминающий современную мини-юбку, была одета девушка из Эгтведа, найденная в древнегерманском погребении XIV века до н. э. (скандинавский бронзовый век). Некоторые детали фигурок, изображающих женщин культуры Винча (VI—V тыс. до н. э.), также интерпретируются как короткие юбки.[3] В Китае во времена империи Цин такие юбки носили женщины из некоторых групп народов мяо.[4]

В источниках о России XIX в. короткие наряды упоминаются в «Очерках мордвы» П. И. Мельникова-Печерского, который неоднократно отмечал, что в мордовской (эрзянской и мокшанской) культуре ценились женские ноги («мордовки особенно щеголяют своими ногами, для чего и носят короткие рубахи и понявы»).[5] В СССР мини-юбки и платья получили распространение после состоявшегося в 1967 году Международного фестиваля моды, после чего появились в коллекциях начинающего в то время модельера Славы Зайцева, а также в популярных фильмах («Бриллиантовая рука», «Афоня», «Служебный роман») и мультфильмах («Бременские музыканты»), несмотря на осуждение со стороны старшего поколения и попытки контролировать длину юбок в общественных местах.[6][7]

Девушки в мини — хорошо известный и узнаваемый визуальный образ в классической научной фантастике середины XX века наравне с роботами или космическими путешествиями, и рост интереса к научной фантастике в то время поспособствовал принятию мини в качестве повседневной одежды. В 1950-х гг. юбки и платья выше колена вызывали неприятие общества даже в качестве одежды для танцев или занятий спортом, а в качестве повседневной одежды они тем более не встречались ни в реальной жизни, ни в реалистических произведениях. Тем не менее, при изображении фантастических миров допускались некоторые вольности, в результате чего короткие юбки и платья (особенно металлического цвета, популяризованные еще в 1940-х гг. иллюстратором Эрлом Берджи[en]) стали одним из самых популярных компонентов футуристических нарядов в фантастике того времени, авторы которой проецировали в будущее общий тренд развития моды на все более открытую и облегающую одежду.[8]