Мокшане


Мокша́не, мокша (мокш. мокшет) — этническая группа (субэтнос) мордвы[3], говорящая на мокшанском языке, одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви уральской языковой семьи; иногда выделяется как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами[4]. Большинство мокшан исповедует православие, есть также лютеране и приверженцы неоязычества (мокшень кой).

Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан[5]. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка[6].

Согласно топонимическому словарю Е. М. Поспелова, название мокша оставлено древним индоевропейским населением Поочья, говорившим на языке, близком к балтским. Гидроним Мокша сопоставим с индоевропейской основой meksha, означавшей «проливание, утекание»[7]. По другой версии, языковая принадлежность гидронимии мокша точно не определена, и является реликтом неизвестного сегодня вымершего финно-угорского языка[8]. У мокшан данная река называлась Ю (ср. с финским jokki «река»), другие исследователи упоминают о ней, как о реке Йов[9][10], что не говорит в пользу варианта происхождении этнонима мокша от названия реки. Гидронимы на -кша широко представлены в бассейне реки Оки: Лакша, Колакша, Селекша, Шумокша, Серокша, Шокша и др., поэтому представляется наиболее вероятным их объяснение на финно-угорском языковом материале[11]. Топоним Мокша встречается в бассейне Оки и как название озера и реки в районе Клязьмы[12]. Исследователями высказывается предположение, что в основу гидронима Мокша в общефинское время лёг апеллятив мокс (вариант мокш), означающий «исток, приток, поток, бегущая вода». Объяснение этого гидронима на славянской языковой почве (из «мокрый», «сырой, влажный», ср. Мокоша — богиня плодородия у восточных славян) считается не совсем оправданным, так как заселение данной территории славянами происходило в более позднее время[13][11][14][15][16].

Первым, кто писал об антропологических признаках мокши и эрзи, был немецкий учёный-энциклопедист, естество­испытатель и путешественник на русской службе Пётр Симон Паллас (1773), согласно наблюдениям которого светло-русых и рыжеволосых мокшан было меньше, чем эрзян, однако и последние также имели тёмно-русые волосы[17]. В 1912 году вышел курс лекций С. К. Кузнецова, который отмечает антропологические особенности мокшан и эрзян, где говорится, что мокшане имеют большее разнообразие антропологических типов. По сравнению с эрзянами, у которых больше преобладают светловолосые, сероглазые и со светлой кожей особи, у мокшан встречается преобладающее число людей с чёрными волосами и глазами, смуглым, желтоватым цветом кожи[18].