Юбка


Ю́бка (от фр. jupe, что от араб. جبة‎ — «джубба» — нижнее платье из хлопчатобумажной ткани[1]) — предмет как женской, так и мужской поясной одежды, покрывающий нижнюю часть тела и эволюционировавший из набедренной повязки. Юбкой также называют нижнюю часть платья от талии до подола. Платье кроп-топ состоит из двух отделённых друг от друга частей: топа и юбки. В некоторых видах мужской одежды (армяк, поддёвка и др.) юбкой называют нижнюю часть от пояса до подола.

С течением времени форма и тип поясной одежды изменялись в зависимости от климатических условий, местности, занятий человека в данном регионе: в тропических широтах были распространены набедренная повязка и передник, в Южной и Юго-Восточной Азии — несшитая: саронг и дхоти (последняя характерна только для мужского костюма); в одежде народов Европы, которая бытовала в некоторых местностях до начала XX века, одной из основных частей женского костюма была широкая юбка — одна или несколько, надеваемых друг на друга. В Восточной Европе долгое время женщины носили несшитую юбку из двух кусков ткани или двух передников[2].

Юбка часто противопоставляется различным видам брюк на основании того, что она не закрывает промежности. В то же время существует юбка-брюки, представляющая собой собственно брюки с широкими штанинами. Изменение длины, пропорций и формы юбки оказывает значительное воздействие на модный костюм в целом. Объёмно-силуэтная форма юбки обычно производное от одного из трёх видов поверхности геометрических фигур — цилиндра, конуса или шара[3]. В современном костюме юбка может быть разной длины: до пола, до колена, ниже колена и т. д. и иметь разный крой: юбка-солнце, юбка-карандаш и т. д.


Шумерский мужчина в каунакесе, около 3 000 до н. э.
Статуя Рамаата, чиновника из Гизе, в плиссированом схенти, около 2250 до н. э.
Женщина с подношениями. XII династия, ок. 1981—1975 до н. э. Калазирис из двух прямоугольных полотнищ, верхняя часть — две широкие бретели
Фрагмент росписи капеллы в замке Хохеппан (Больцано). 1130 г.
«Апрель». Фрагмент миниатюры из Великолепного часослова герцога Беррийского. Ок. 1416. Девушка в центре одета в «мантию новобрачной»
Мастер жития Марии (работал в 1463—1490). «Рождество Девы Марии». Фрагмент. Одежда женщин-горожанок: котт (или юбка) на подкладке и сюрко
Педро Гарсиа де Бенаварре[es]. «Усекновение головы Иоанна Предтечи». Алтарный образ из собора Мунтадос, Барселона. 1460—1470 гг.
Франсуа Клуэ. Портрет королевы Франции Елизаветы Австрийской. 1570-е гг.
Тициан. «Любовь земная и любовь небесная». Фрагмент. Ок. 1514. Венецианское платье с мягкой юбкой
Ганс Гольбейн Младший. Молодая лондонская горожанка. Ок. 1526—1535 гг.
Неизвестный художник. Королева Елизавета I. Ок. 1599. Частное собрание. Юбка на каркасе фарзингейл
Герард Терборх. Дама в своей комнате. Ок. 1655 года
Анна де Сувре, мадам Лувуа. 1693
Роз-Аделаида Дюкре[en]. Автопортрет с арфой. Ок. 1791. Платье à l'anglaise
Ж-Л Давид. Портрет Луизы Пастор. 1791—1792. Платье времён Великой французской революции
Ж-Л Давид. Портрет молодой женщины в белом (Мадам Хэмелин?). Ок. 1798. Шмиз, подпоясанный под грудью
Платье из хлопка. 1805—1810
Мария Евгения, графиня де Гусман, будущая императрица Франции. 1849
Вечернее платье из тафты. Полная юбка. Ок. 1853—1856
Бальное платье. Шёлк. Ок. 1868