Минск-1 (аэропорт)


Минск-1 (белор. Аэрапорт Мінск-1; ИАТАMHP, ИКАОUMMM) — бывший аэропорт в городе Минске, действовавший с 1933 по 2015 годы. В период с 1933 по 1982 годы единственный гражданский аэропорт города. Располагался в Октябрьском районе Минска, между улицами Аэродромной, Кижеватова и Асаналиева.

Аэропорт Минск-1 был открыт 7 ноября 1933 года, тогда отсюда вылетел первый самолёт К-5. Весной 1934 года сюда прибыли для работы три самолёта По-2, принадлежавших Смоленскому авиаподразделению спецприменения Московского управления гражданского воздушного флота. В 1935 году были открыты первые регулярные рейсы между Минском и семнадцатью райцентрами Белоруссии, а в 1936 году был открыт первый почтово-пассажирский рейс между Минском и Москвой.

Ко второй половине 1930-х годов было сооружено первое капитальное здание аэровокзала (современный адрес улица Короткевича, 9А), в котором с конца 1950-х располагалась медицинская служба гражданской авиации. В начале 2000-х здание было существенно перестроено и почти утратило свой исторический облик. В апреле 2020 года здание было снесено[2].

Нынешнее здание аэровокзала было построено в 1957 году по проекту архитектора Г. В. Заборского и также сохранилось до настоящего времени практически в первозданном виде. В 1976 году рядом со старым зданием было возведено новое, где располагались кассы и зал ожидания[3].

В 1955 году аэропорт приобрёл международный статус, и уже в 1970-х обслуживал более миллиона пассажиров в год. Первоначально длина полосы составляла 1800 метров. С приходом первой реактивной техники для ГА - Ту-124 (укороченный вариант ТУ-104 для среднемагистральных линий) было произведено удлинение полосы до 2000 метров. Эта максимальная длина полосы позволяла с ограничениями принимать уже в дальнейшем, пришедшем на смену ТУ-124, более современный Ту-134. Которому приходилось взлетать с неполными топливными баками и производить дозаправку по маршруту следования.

Однако из-за своих ограниченных характеристик не мог принимать воздушные суда большого типа, требующие взлётно-посадочной полосы протяжённостью свыше 2000 метров, такие как Ту-104, Ту-154, Ил-62. С трудом принимал Ту-134, не хватало длины ВПП. Увеличение длины ВПП было затруднено из-за зажатости территории аэропорта городской инфраструктурой. По причине, что аэропорт спустя полвека после своего основания оказался в центре города, началось строительство нового национального аэропорта Минск-2 в близи поселка Сокол (тогда поселка городского типа - ныне часть города) в 1977 году (1979 была уже сдана взлетная полоса). Похожей длины в СССР было несколько похожих аэродромов (вроде Сочи, Минводы и еще пару).