Михаэль Кольхаас


«Михаэль Кольхаас» (нем. Michael Kohlhaas) — новелла Генриха фон Клейста. Отрывок повести Клейст опубликовал в июне 1808 года в своём журнале «Феб»rude. Полностью повесть вышла в первом томе рассказов Клейста в 1810 году.

Действие повести разворачивается в Германии в середине XVI века, в эпоху Реформации. Главный герой, уважаемый торговец лошадьми в Бранденбурге Михаэль Кольхаас требует справедливого наказания своему обидчику, юнкеру Венцелю фон Тронке, и не найдя поддержки у правосудия и власть имущих, вынужден прибегнуть к самосуду и мятежу. Наказав своего знатного обидчика, он добровольно сдаётся властям, после чего его казнят, но затем оправдывают в судебном порядке.

Историческим прототипом Михаэля Кольхааса является лошадиный барышник Ганс Кольхазе  (англ.) из Кёльна на Шпрее (ныне в составе Берлина) в маркграфстве Бранденбург. В октябре 1532 года он отправился на Лейпцигскую торговую ярмарку в соседнее курфюршество Саксония. По дороге он был остановлен людьми местного юнкера фон Зацвица, отнявшим у него в уплату проезда двух дорогих лошадей. После безуспешных попыток возместить ущерб в саксонских судах, он выдвинул в 1534 году публичный иск, после чего напал со своими слугами на Виттенберг, где сжёг несколько зданий.

Подвиги его быстро сделались известными, а слухи о них дошли до самого Мартина Лютера, который направил бунтовщику письмо с решительным осуждением и требованием сдаться властям. Одним из аргументов лидера немецкой реформации являлось то, что набеги барышника нарушали условия вечного мира, заключённого в 1495 году между Саксонией и Бранденбургом. Однако Кольхазе продолжил свои нападения на города, поместья и проезжих путешественников, открыто обвинив в своих злоключениях несправедливые саксонские порядки, после чего курфюрст Иоганн Фридрих I назначил награду за его голову.

В начале 1540 года Кольхазе был схвачен и осуждён на смерть. На суде он последовательно изложил свои претензии к юнкеру и к властям, оставившим его безо всякой защиты. 22 марта 1540 года Кольхазе казнён был вместе со своим сообщником Георгом Нагельшмидтом в Берлине через колесование. Однако суд присудил при этом взыскать материальное возмещение ущерба с обидчика, публично осудив его поступок, а также присудил пожизненное содержание семье казнённого.

История Кольхазе получила широкую известность в немецком обществе, сделавшись символом борьбы нарождавшегося городского сословия с изживавшим себя рыцарством. Примерно в середине XVI столетия она стала сюжетом народного предания, которое положил в основу своей повести немецкий писатель-романтик Генрих фон Клейст, драматизировавший в ней личное стремление к справедливости вопреки требованиям общего закона и общества. Публикация новеллы приурочена была к росту патриотического сознания в немецком обществе, недовольного наполеоновской оккупацией, горячим противником которой являлся сам писатель.