Модализм (религия)


Модализм — одно из двух (наряду с динамизмом) основных антитринитарных течений христианства, на которые разделялось монархианство во II—III веках. Близкое к модализму учение савеллиан рассматривается как особая ересь. Доктрина модализма утверждает, что Отец, Сын и Дух не являются тремя вечными лицами вечного Бога, а некими временными модусами, в которых Он (Бог) Себя раскрывает.

В отличие от современных им адопционистов, лишь немногие из модалистов обладали достаточным образованием, чтобы систематизировать свою догматику. Эта партия монархиан не претендовала на какую-либо связь с наукой и философией своего времени. Модалисты не составляли никаких ученых кружков. Они были «люди простые и невежественные, принадлежавшие к массе верующих», как говорит о них Тертуллиан. Будучи выходцами из простонародья не владевшими диалектикой, они не желали вести всяких изысканий в области веры, довольствуясь тем, что изложено в символе веры. Вместо этого они всецело были проникнуты верой во Христа, как Бога, и выше всего ставили надежду на искупление. Учение современных им богословов не удовлетворяло их и воспринималось ими как возвращение в язычество. Согласно Оригену, «многих любящих Бога и искренно преданных Ему беспокоит то обстоятельство, что учение о Лице Иисуса Христа, как Логосе Божием, обязывает их веровать как бы в двух богов, и вот они, чтобы сохранить веру в единобожие, отрицают самостоятельное, отличное от Отца бытие Сына и считают Его тем же Отцом, только под другим именем».

Модалисты упрекали сторонников учения о Христе, как о Логосе, в двубожии, называли их греч. διθεοι, но при этом они руководились не столько желанием удержать единобожие, сколько внутренней религиозною потребностью прочно утвердить веру в полное Божество Христа. По их мнению, воззрение на Христа, как воплотившегося Логоса, унижает его Божеское достоинство и тем подрывает надежду на совершенное им искупление. Рассуждая далее, модалисты приходили к выводу, что если Христос был не Самим Богом Отцом, о котором говорится в символе веры, а каким-либо второстепенным Божеским существом, подчиненным Ему орудием, то и Его воплощение теряет свою спасительную силу, становится делом менее ценным и не может обеспечивать собой искупления. Простота учения модалистов привлекала к ним многочисленных сторонников и, по словам Ипполита Римского, они произвели «великое смущение по всему миру и во всех верующих».