Модальный джаз


Модальный джаз (англ. modal jazz), также ладовый джаз, — направление в джазовой музыке, возникшее в 1960-х годах. В его основе лежит ладовый принцип импровизации, в отличие от тонального, более характерного для классической музыки и раннего джаза. В отличие от традиционного джаза, где основой для импровизации чаще всего являлась пентатоника, в модальном джазе активно используются лады — дорийский, фригийский, лидийский и другие звукоряды как европейского, так и неевропейского происхождения. В соответствии с этим в модальном джазе сложился особый тип импровизации: в качестве основы для импровизации выступает не гармония как таковая (многие пьесы содержат минимум аккордов), а лад. Такой подход сближает джаз с этнической музыкой (рага, мугам). Это направление представляют такие выдающиеся музыканты, как Телониус Монк, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Джордж Рассел, Дон Черри.

Хотя сам термин идет от использования определенных ладов (или гамм) при создании соло, композиции или аккомпанементы модального джаза могут использовать одну или несколько из следующих техник:

— Медленный гармонический ритм, где один аккорд может длиться от четырёх до шестнадцати (или больше) тактов;

Понимание модального джаза требует знания музыкальных ладов. В бибопе, так же как и в хард бопе, музыканты используют аккорды как основу для импровизации. В начале пьесы музыканты играют тему. Затем аккорды темы повторяются на протяжении всей композиции, пока солист играет импровизацию поверх повторяющейся прогрессии аккордов. К 50-м импровизация на аккордах стала настолько доминирующей в джазе, что музыкантам на сессиях записи зачастую не давали ничего кроме листа с аккордами.

Мерсер Эллингтон рассказывал[3], что Хуан Тизол придумал знаменитую мелодию «Caravan» в 36-м году как результат его ранних лет учёбы в Пуэрто-Рико, где из-за нехватки нот учитель заставлял его играть мелодии задом наперед, после того как он выучит их в правильном виде. Эта «инверсная» техника и внесла модальное звучание, которое можно услышать во многих работах Тизола. К концу 50-х благодаря экспериментам Джорджа Рассела музыканты стали всё чаще использовать модальный подход. Они предпочитали писать свои партии, основываясь не на обычной смене аккордов, а на использовании модальных гамм. Первыми эту технику освоили такие музыканты, как Майлз Дэвис, Фредди Хаббард, Билл Эванс, Херби Хэнкок и Уэйн Шортер.