Молоко Богородицы


Молоко́ Богоро́дицы или Млеко́ Богоро́дицы (церк.-слав. млеко̀ бцⷣы; греч. γάλα τῆς Θεοτόκου; лат. Virginis lactari) — христианская реликвия, широко распространëнная и являвшаяся объектом почитания и поклонения в храмах и монастырях, как в католицизме, так и в православии в Средние века.

Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке, описывает, что в Халкопратийской церкви Пояс Пресвятой Богородицы хранился вместе с молоком Богородицы.[1] В «Сказании о святой горе Афонской» — описании афонских монастырей, составленном в Москве в 1560—1562 годах, — рассказывается о том, что в Лавре святого Афанасия хранились: волосы из бороды Иисуса Христа, млеко Богородицы, пелёнки Иисуса Христа, которыми Мария пеленала младенца Христа, кровь Иоанна Предтечи[2]. В Грузии, где находится усыпальница Грузинских царей, в Гелатском монастыре в 1650 году хранились особо чтимый крест-мощевик, внутри которого были: молочный зуб Богородицы (когда ей было 7 лет), волосы Богородицы (когда она терзала их при Распятии Христа), и млеко Богородицы[3].

В Российской империи существовало следующее описание происхождения «молока Богородицы»: когда родился Христос в Вифлеемской пещере, то из сосков груди Девы Марии вытекло молоко на землю, и там, где оно вытекало, земля стала белая (молочного цвета), вскипела и стала как сыр. Каждый год в день Рождества Христова земля в этом месте кипит как ключ, сюда в этот день приходит Иерусалимский патриарх, совершает божественную литургию, собирает эту землю, разделяя её на части, а затем на каждой части этой земли на одной стороне делают изображение Девы Марии с Младенцем-Христом, а на другой — надпись: «Млеко Пречистыя Богородицы». После этого патриарх посылает «молоко Богородицы» как дар православным князьям и царям. В приложении к тексту Домостроя это изложено следующим образом:

В Ифлиемском ве[р]тепе, егда родися Избавитель всего мира Господь наш Иисус Христос от Пречистые Девы Мария Богородицы, и источися тогда млеко от Пречистыя сосец Ее на землю. И в том месте искипе земля млечная яко сыр. И по вся лета [в] день Рождества Христова кипит аки ключ, а над тем местом во святом олтаре святая Трапеза. И в день Рождества Христова приходит тут Иерусалимский Патриарх и, свершив тут во вертепе в храме том Рождества Христова Божественную службу, и емлет ту млечную землю со многим благоговением, и творит округлости ей, напечатают одну страну образ Пречистыя Богородицы с Превечным Младенцом, а з другую – подпись “Млеко Пречистые Богородицы”. И взимают и посылают православным Царем и князем и святителем и прочим правоверным людям на исцеление[4]