Молотьба


Молотьба́ (обмоло́т) — одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков[1].

В настоящее время молотьбу выполняют в основном комбайнами или молотилками, в поле или на току. До появления комбайнов обмолот осуществлялся вручную с помощью цепов в специальных помещениях, ригах (клунях). Заполненная снопами рига называлась овин.

В народном календаре славян молотьба завершала земледельческий цикл. Молотьба включала комплекс ритуалов, направленных на повышение урожая и обеспечения благосостояния; особыми ритуалами отмечены начало и конец.

У южных славян комплекс обрядовых действий молотьбы связывается преимущественно с наиболее распространённым на Балканах способом молотьбы с помощью животных (коней, волов и т. п.), которые вытаптывают разложенные на гумне вокруг стожара (шеста) снопы, после чего работники на ветру отделяют зерна от плевел и соломы. Другой способ молотьбы — с помощью цепов — может выступать как символ битвы, драки, войны, что находит отражение в языке (измолотить 'избить'), в фольклорном мотиве «му́ки хлеба» и пр.

Для начала молотьбы выбирали благоприятный (болг. лёгкий) день, например, понедельник или четверг (у сербов в пиротском округе). В Родопах избегали начинать молотьбы во вторник и субботу. У восточных и южных славян известен обычай жертвы петуха или курицы в начале или в конце молотьбы, чтобы обеспечить удачу в работе или отметить успешное её окончание (у русских, болгар, македонцев, сербов). Чтобы на будущий год был хороший урожай, в Родопах снопы на току расстилала многодетная или кормящая мать, беременная женщина.

В Пиротском крае (Восточная Сербия) на расстеленной вокруг стожара пшенице хозяин вилами или лопатой делал крест, чтобы отогнать нечистую силу и обеспечить успех в работе; в некоторых сёлах у стожара резали курицу, обагряя её кровью колосья.