Моноширинный шрифт


Моноширинный, или непропорциональный шрифт, — шрифт, в котором все знаки (точнее, кегельные площадки знаков) имеют одинаковую ширину[1]. Этим он отличается от пропорционального шрифта, в котором буквы отличаются по ширине друг от друга[2].

Следует различать моноширинный и равноширинный шрифты: в последних знаки стремятся к одинаковой ширине, но кегельные площадки знаков неодинаковы[3].

Первые моноширинные шрифты были разработаны для пишущих машинок, так как реализация механической печати пропорциональным шрифтом требовала значительного усложнения печатающего узла[4]. Существовали и наборно-печатающие машинки, использующие пропорциональный шрифт и изменение межбуквенных интервалов, но они применялись лишь в оперативной полиграфии[5]. Конструкция электромеханических печатных машинок и телеграфных аппаратов в большинстве своём также предполагала использование моноширинных шрифтов.

Жизнь моноширинных шрифтов продолжилась на компьютерах: в качестве устройства ввода-вывода во многих ранних ЭВМ использовался телетайп[6][7]. Долгое время алфавитно-цифровые печатающие устройства (например — принтеры типа «ромашка») и знакогенераторы видеотерминалов и графических адаптеров также позволяли использовать исключительно моноширинные шрифты. Текст на экран выводился в виде матрицы знакомест, в которую могло поместиться строго определённое количество знаков (как правило, 80 символов в строке, что соответствовало объёму одной перфокарты), а видеоизображение динамически создавалось по кодам символов и их изображениям — это давало экономию дорогой (в те времена) памяти и упрощало программирование.

В наборы символов подобных устройств часто включались также символы псевдографики для оформления разного рода таблиц и бланков, а также простых графиков и рисунков[8]. В дальнейшем моноширинные шрифты и псевдографика легли в основу расширенного текстового интерфейса пользователя, включающего в себя элементы оконного.

Буквы многих алфавитов (латинского — в большей степени, современного русского — в меньшей) имеют разную ширину знаков. Некоторые знаки (такие, как i) занимают в кегельной площадке место шириной в один основной штрих, а другие (такие, как w) — в несколько раз больше[3]. Поэтому вокруг узких знаков образуется много пустого места, а широкие становятся тёмными и сложноразличимыми, особенно в небольшом разрешении и жирном начертании.