Монферран, Огюст


Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand, в России также Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран; 23 января 1786, Шайо, предместье ПарижаКоролевство Франция — 28 июня [10 июля1858, Санкт-Петербург, Российская империя) — французский и российский[5] архитектор, крупнейший петербургский зодчий позднего неоклассицизма, один из основоположников архитектурной эклектики[6]. Создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге[7][8][9]. Осуществил подъём и установку Царь-колокола на пьедестал (по проекту архитектора Ивана Мироновского).

Почётный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1831), почетный член Академии Святого Луки в Риме, Академии изящных искусств во Флоренции и Института британских архитекторов в Лондоне[10].

Настоящая фамилия архитектора — Рикар (фр. Ricard). Он родился в 1786 году в Шайо (департамент Сены, во Франции). По словам самого зодчего, приставку де Монферран изначально добавила к фамилии его мать Мария Фистиони, чтобы сделать её более похожей на дворянскую. В городке Клермон-Ферран жили несколько поколений семьи Рикар. Бенуа Рикар, родной отец Августа, рано умер, и мальчика воспитывал отчим — художник и гравёр Антуан де Коммарьё. По мнению биографов Монферрана, именно отчим обучил его рисованию[7][8].

1 октября 1806 года Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою 1806-го он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж продолжать обучение. Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино[fr]. После окончания школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы[11]. Вернувшись в Париж, Монферран возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины. Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена[8].


Скульптурное изображение О. Монферрана в рельефе фронтона западного портика Исаакиевского собора