Фернандес де Моратин, Леандро


Леандро Фернандес де Моратин (исп. Leandro Fernández de Moratín; 10 марта 1760[2][3][…], Мадрид — 21 июня 1828[3][4], Париж) — испанский писатель, драматург, переводчик и поэт неоклассицизма, прозванный «испанским Мольером»[8][9]; известен также под псевдонимом «Inarco Celenio».

Леандро Фернандес де Моратин родился 10 марта 1760 года в испанской столице в семье известного писателя Николаса Фернандеса де Моратина[10][11][12]. Пойдя по стопам отца уже в семь лет начал писать стихи, а в семнадцатилетнем возрасте получил за свою поэму академическую премию[13]. Учился в Вальядолидском университете.

Довольно критично относясь к учениям, предлагаемым в то время в испанских университетах, он многое впитал в богатой литературной среде своего отца и стал поклонником идей Просвещения. Помимо перевода произведений Мольера и Уильяма Шекспира на испанский язык, он и сам стал крупным поэтом, драматургом и литератором, чьи произведения продвигали реформистские идеи, связанные с испанским Просвещением. В начале своей карьеры его поддерживал государственный деятель и писатель Гаспар Мельчор де Ховельянос, который в 1787 году организовал для него годовое обучение в столице Франции городе Париже. В 1792 году испанское правительство предоставило ему средства для поездки в Англию, чтобы продолжить образование.

В «ЭСБЕ» утверждается, что «своей цели — вытеснить плохие подражания старинным драматургам — М. не достиг; возродить испанскую драму в ложно-классическом франц. вкусе ему также не удалось», но там же говорится, что «Оды, сонеты, в особенности романсы М. проникнуты национальным духом[13]

Даже излишне политизированное первое издание «Большой советской энциклопедии» оценивало творчество автора довольно лояльно: «Находясь под влиянием франц. классицизма (см.), М. своими комедиями внес на испанскую сцену легкий и изящный диалог франц. драматургии, классицистическую четкость построения... Наибольшей популярностью пользовались его сатирич. комедии: «Новая комедия, или Кафе» (1792), высмеивающая бездарных драматургов, и комедия «Да девушек» (1805), в к-рой М. осмеял существующее светское воспитание. До сих пор сохранила свое значение историч. работа М. «Начало испанского театра»...»[8], однако вышедшая чуть позднее «Литературная энциклопедия», руководствуясь очевидно далёкими от литературы критериями, напечатала следующие строки:

Отличительной чертой буржуазной идеологии М. являются ее консерватизм и примиренчество, к-рое в драматургической практике нашло свое выражение в «нейтральном», беззубом и социально-притупленном реализме, а в практике общественной — в верной службе испанской монархии, опекавшей буржуазию старой формации, тесно сросшуюся со «старым порядком».