Мосарабы


Моса́рабы (исп. mozárabes [мосáрабэс]; порт. moçárabes [мусáрабиш] от араб. مستعرب‎ [муста`раб], «арабизированный», букв. «сделанный арабом», «превратившийся в араба»), или, если точнее, андалу́зские христиа́не[1]:{{{1}}} — собирательное название для христиан, проживавших на территориях Пиренейского полуострова, находившихся под контролем мусульман (разных халифатов и султанатов, существовавших на полуострове с 711 по 1492 г.). Многие из них, несмотря на приверженность христианству, переняли восточную атрибутику, жизненный колорит, владели арабским языком, хотя родным для большинства из них оставался мосарабский язык. Свой язык сами мосарабы называли просто «латинским». При господстве мусульман имели ограничительный статус зимми, однако пользовались свободой вероисповедания в обмен на дополнительную дань джизью. Согласно шариату имели судебное самоуправление и церковную автономию. В силу своей хорошей образованности некоторые мосарабы занимали важные чиновничьи посты в правительствах мусульманских владык. Основными центрами проживания были такие крупные города как Толедо, Кордова, Сарагоса, Севилья и др. В VIII веке составляли до 90% населения мусульманской Иберии; в XI веке, к тому моменту под властью мусульман уже оставалась только половина Иберии, их количество уменьшилось до примерно 50% населения вследствие роста доли мусульман, гонений (особенно в 850–859 годах)[2] и исламизации[3]. В 1126 году были частично депортированы Альмохадами из подконтрольных им крупных городов Иберии в мусульманские районы Северной Африки[4]. После реконкисты стали составной частью таких народов как испанцы, галисийцы, арагонцы, каталонцы и португальцы.

Термин мосараб (исп. mozárabes [мосáрабэс]; порт. moçárabes [мусáрабиш] от араб. مستعرب‎ [муста`раб], «арабизированный», букв. «сделанный арабом», «превратившийся в араба») впервые задокументирован в христианских источниках XI века[5]; термин мосараб не использовался мусульманами для описания подвластных им христиан[5]. Арабские источники описывали христиан как нашара (نصارى «назаряне»), или неточно по их юридическому религиозному статусу: ахль аз-зимма (أهل الذمة «люди книги») или муахидун (معاهدون «люди договора»)[1]:{{{1}}}.

Термин Мозараб, который сейчас иногда широко применяется ко всем христианам в Аль-Андалусе, неточен; например, многие христиане, живущие в исламской Испании, сопротивлялись арабизации[5].

Христиане и евреи были обозначены как зимми в соответствии с шариатом (исламским правом). Зимми разрешалось жить в мусульманском обществе, но по закону они были обязаны платить дполнительный налог джизью, за право исповедовать свою веру, и соблюдать ряд религиозных, социальных и экономических ограничений, связанных с их статусом. Несмотря на свои ограничения, зимми имели защиту от мусульманских правителей, и они не подлежали воинской повинности, потому что зимми было запрещено держать оружие.