Московская линия


Моско́вская ли́ния (белор. Маскоўская лінія) — первая линия Минского метрополитена. Пусковой участок в составе восьми станций был открыт 30 июня 1984 года[2]. Сейчас линия длиной 19,1 км включает 15 станций[3]. Московская линия почти целиком проходит под проспектами Независимости и Дзержинского и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад. Время следования электропоезда от начальной до конечной станции — 29 мин[4].

3 мая 1977 года в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» начались первые работы, и 16 июня была забита первая свая. В связи с отсутствием в Минске необходимого оборудования, проходческий щит был доставлен в разобранном виде из Днепропетровска. При проходке первой линии метростроевцам пришлось столкнуться со многими сложностями, в частности, перегон между «Площадью Победы» и «Октябрьской» проходит под Свислочью. Строительство было рассчитано на 8 лет, но применение революционного по тогдашним меркам метода постройки, так называемой «стены в грунте», позволило ускорить строительство, и первая очередь была открыта для пассажиров 30 июня 1984 года — на год раньше запланированного срока.

31 декабря 1986 года состоялось открытие станции «Восток» — продолжения Московской линии в восточном направлении. Этот участок был спроектирован в сжатые сроки, строительство велось круглосуточно. Станция была возведена в жилом микрорайоне Восток и стала большим пересадочным узлом для жителей микрорайонов Восток и Уручье, что значительно облегчило транспортное сообщение с центром города.

В 2001 году продолжилось строительство линии метро в восточные окраины города. 7 ноября 2007 года открылись две новые станции «Борисовский тракт» и «Уручье». Впервые Минское метро вышло за пределы Минской кольцевой автодороги. Открытие этих станций изначально планировалось на 2008 год, но по поручению президента Лукашенко финансирование было увеличено, и открытие перенесено на осень 2007 года[5].

Строительство станций «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина» было начато в 2004 году. Открытие станций планировалось на 1 сентября 2012 года[6]. Впоследствии было объявлено, что в сентябре пройдет пробный запуск[7], а полноценно станции заработают с 7 ноября 2012 года[8]. Участок протяженностью 5,2 км официально открыт 7 ноября 2012 года[9]. 3 июня 2014 года отдельно была открыта станция «Малиновка». 3 июня 2014 открыт юго-западный участок протяженностью 2,1 км со станцией «Малиновка».

Согласно генеральному плану развития рельсового электротранспорта в Минске, расширение Московской линии планируется по двум направлениям: северо-восточное — станция «Смоленская», юго-западное — станция «Щомыслица».