Железнодорожный перегон


Железнодоро́жный перего́н — участок железнодорожной линии, который соединяет смежные раздельные пункты.

Перегоны бывают одно-, двухпутные и многопутные. Имеют чётное и нечётное направление. Разделяются на блок-участки проходными светофорами (ранее семафорами). Длина перегона, его тип зависит от значимости, загруженности и эффективности использования. Перегон является составляющей частью дистанций пути (или путевая часть, ПЧ) и именно на перегоне происходит смена управления железными дорогами и диспетчерских участков[2].

На однопутных перегонах единственный путь предназначен для поочерёдного движения поездов в обоих направлениях. Недостаток такого перегона в том, что движение по нему производится одновременно только в одну сторону. Только после освобождения перегона (прибытия поезда на станцию или разъезд) можно отправить на этот же перегон поезд встречного направления. Встреча двух поездов противоположных направлений на станции (разъезде) называется скрещением поездов. Обычно однопутные перегоны устраивают на малозагруженных участках железной дороги, при невозможности построить второй путь из-за условий рельефа, для промышленных нужд, для движения только грузовых поездов между грузовыми и сортировочными станциями, либо же для осуществления пригородных перевозок при низкой интенсивности движения. Кроме того, на двухпутных линиях отдельные перегоны могут быть однопутными из-за наличия крупных мостов, тоннелей, что позволяет временно сэкономить средства при строительстве. В случае увеличения числа поездов сооружается второй путь. Обычно однопутные перегоны неэлектрифицированы, и движение поездов осуществляется под тепловозной и иногда паровозной тягой. Существуют также и электрифицированные однопутные железные дороги[2].

Организация движения поездов по однопутному перегону зависит от того, делится ли он на блок-участки проходными светофорами (при автоматической блокировке) или представляет собой единый блок-участок при (полуавтоматической блокировке или электрожезловой системе). В первом случае возможно отправление нескольких поездов одного направления на перегон друг за другом, во втором случае ни один поезд невозможно отправить до тех пор, пока другой находится на перегоне.