Московская (станция метро, Нижний Новгород)


«Моско́вская» — совмещённая пересадочная станция Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий Нижегородского метрополитена. От станции идут четыре направления: к станциям «Стрелка» и «Горьковская» в одну сторону и «Чкаловская» и «Канавинская» в другую. Станция построена как кросс-платформенная пересадка между линиями. Также является пересадочным узлом на станцию городской электрички и НЦД Нижний Новгород-Московский. В 1985—2012 гг. являлась конечной для Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий[1], а в 2012—2018 гг. на станции действовало вилочное движение[1].

Расположена в Канавинском районе, рядом ней находятся Московский вокзал[2], здание Управления метрополитена и Центральный универмаг.

Строительство станции было начато в 1977 году. «Московская» строилась открытым способом, из-за чего было перекрыто множество дорог и привокзальная площадь. Станция сразу же строилась под перспективные две линии, что сделало её самой большой в СССР (а в современной России — вплоть до 27 марта 2020 года)[4]. Помимо самой станции была сооружена разветвлённая сеть пешеходных тоннелей на подходе к ней. Часть из них соединила станцию метро с Московским вокзалом и Московским шоссе. Последний такой тоннель был построен в 2018 году и соединил станцию с Центральным универмагом.

Во время строительства станции, в 1984 году, в её котловане обрушились стены. В результате погибли двое рабочих из студенческой бригады. Этот несчастный случай послужил рождению «городской легенды» о призраках, блуждающих по тоннелям и станции[5]. Работники станции рассказывали, что будто слышали в тоннелях странные звуки: стоны, скрежет железа или стук отбойных молотков. Однако, люди относятся к этому скептически и полагают, что посторонние звуки в тоннелях являются следствием проникновения и деятельности диггеров[6].

Станция была открыта 20 ноября 1985 года в составе первого пускового участка Нижегородского метрополитена «„Московская“ — „Пролетарская“».

С 1985 по 1993 год она была конечной для тогда единственной Автозаводской линии. После открытия первого участка Сормовской линии «Московская» — «Канавинская» — «Бурнаковская» она стала конечной и для неё. На станции было организовано вилочное движение — поезда Автозаводской линии «разворачивались» на станции и продолжали свой путь уже по Сормовской линии. 4 ноября 2012 года, после открытия станции «Горьковская», она перестала быть конечной для Автозаводской линии, но при этом половина поездов шла до «Горьковской», а остальные — до «Буревестника». После открытия станции «Стрелка» 12 июня 2018 года станция перестала быть конечной для Сормовско-Мещерской линии[7] (в июле — ноябре 2018 года прямое сообщение между линиями восстанавливалось в период с 22:00 до 0:15).