Московский тормозной завод


Московский тормозной завод — машиностроительное предприятие в Тверском районе Москвы, существующее с середины 1910-х годов. Современным правопреемником предприятия является АО МТЗ ТРАНСМАШ[1].

История предприятия на Лесной улице началась в 1901 году. Здесь открылся 1 из 3 казённых винных складов, где осуществлялись перегонка, фильтрация и розлив крепких спиртных напитков, главным образом водки. В 1914—1915 годах после начала Первой мировой войны на эти площади была перенесена часть линий рижского «Русско-Балтийского электротехнического завода», принадлежавшего немецкому концерну AEG, который работал в России через «Всероссийскую компанию электричества» (ВКЭ), также на 60 % принадлежавшую AEG. В Москву были направлены 280 вагонов оборудования, ещё 1190 отправились в Харьков, где ВКЭ организовала новое предприятие, впоследствии ставшее заводом «Электросила — 1». До 1916—1917 годов московское предприятие работало как Военно-артиллерийский завод ВКЭ и специализировалось на выпуске дистанционных трубок для артиллерийских снарядов, было ликвидировано за содействие немецкой разведке и национализировано в 1918 году. После окончания войны завод получил название «Электросила» и занимался выпуском электрооборудования для железных дорог[2][3][4].

В 1920 году техническим руководителем «Электросилы» был назначен революционер, теоретик научной организации труда Алексей Гастев, работавший 2 годами ранее на предприятии «Всероссийской компании электричества» в Харькове и внедривший там современные идеи организации труда. На московской «Электросиле» Гастев создал опытную лабораторию по экспериментальному изучению инструментально-мускульных операций, наработки которой убедили Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов учредить под руководством Гастева Центральный институт труда для совершенствования рабочей дисциплины. В статье «На перевале», опубликованной в № 6—7 журнала «Организация труда» за 1924 год, Гастев писал: "Так весь этот первый год и прошел в предварительной организационной наладке и в то же время были сделаны попытки обосноваться на предприятии. Таким первым предприятием явился для нас Тормозной завод, в стенах которого и шлифовались первые организационные подходы ЦИТа к производству, и где была основана наша первая «опытная станция». Тогда же формулировались и первые основные принципы методики ЦИТ. Она звучала очень кратко, словами — «как надо работать»[3][5].