Музыка в Тюильри


«Музыка в Тюильри» — картина Эдуарда Мане, написанная в 1862 году. Находится в совместной собственности Лондонской национальной галереи и дублинской галереи «Hugh Lane Gallery», где выставлена в настоящее время[1]. По мнению некоторых искусствоведов, является одной из первых картин с элементами импрессионизма[2].

Картина представляет собой образец раннего стиля Мане, сформировавшегося под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса. Она предвосхищает одну из главных тем всего творчества художника — праздный досуг. Изображение скоплений людей было популярно у многих современников Мане. Картины схожего жанра создавали Огюст Ренуар, Клод Моне, Фредерик Базиль, что также оказало влияние на выбранную Мане тематику.

На картине изображена толпа парижан, собравшихся на еженедельный концерт в саду Тюильри возле Лувра, хотя сами музыканты оказались вне поля зрения художника, что позволило некоторым критикам назвать картину незавершённой[3]. Тем не менее картина успешно передаёт царящую в Тюильри атмосферу музыки и шумного веселья. На время происходящего события однозначно указывают металлические кресла, которыми заменили прежние деревянные именно в 1862 году.

В толпе людей можно разглядеть нескольких друзей Мане и просто известных людей, а также самого художника, стоящего у самого левого края картины. Мужчина в монокле рядом с ним — художник Альбер де Бальруа. Справа от них сидит в кресле скульптор и критик Закари Астрюк. Мужчина в белых брюках, стоящий вполоборота к зрителю на переднем плане, чуть правее центра — брат художника Эжен Мане. Сразу за ним, на фоне дерева, сидит Жак Оффенбах — мужчина в очках и с густыми усами. За женщинами в синих лентах, сидящих на переднем плане левой части картины виден стоящий у дерева Теофиль Готье, в коричневом пальто и с пышной бородой. Слева от него — Шарль Бодлер. Ещё чуть левее прямо на зрителя смотрит Анри Фантен-Латур[4][2][5].