Мукаржовский, Ян


Ян Му́каржовский (чеш. Jan Mukařovský; 11 ноября 1891 года, Писек, Королевство Богемия, Австро-Венгрия — 8 февраля 1975 года, Прага, ЧССР) — чешский эстетик, литературовед, лингвист. Академик Чехословацкой академии наук (1951[5] или 1952[6]).

Автор работ по эстетике театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры[5]. «Признанный классик эстетической мысли» (Ю. М. Лотман)[6].

С 1929 года преподавал эстетику в Карловом (Чешском) и Братиславском университетах[6]. С 1938 года — профессор эстетики Чешского университета (с 1945 — Карлов университет) и Университета имени Коменского в Братиславе. В 1948—1953 годах — ректор Карлова университета[5].

Один из крупнейших представителей чешского структурализма, заложившего основы семиологического подхода к анализу художественного текста. Испытал влияние феноменологического метода Э. Гуссерля, идей Ф. де Соссюра, русской формальной школы, а также пражской школы эстетики, опиравшейся на эстетические теории И. Ф. Гербарта. В 1926 вошёл в Пражский лингвистический кружок, став его активным участником[5].

Наибольшее значение имеют работы 1930—40-х годов, в которых Мукаржовский исследовал знаковую природу искусства и своеобразие художественного языка различных его видов, уделяя внимание, в отличие от русских формалистов, вопросам социального функционирования текста: «Общие принципы и развитие чешского стиха нового времени» («Obecné zásady a vývoj novočeského verśe», 1934), «Предисловие к чешскому переводу „Теории прозы“ Шкловского» («K českému překladu Šklovského Teorie prózy», 1934), «Эстетическая функция, норма и эстетическая ценность как социальные факты» («Estetická funkce, norma a hodnota jako sociální fakty», 1936), «Искусство как семиологический факт» («Uméní jako sémiologický fakt», 1936), «О поэтическом языке» («O jazyce básnickém», 1940) и другие[5].