Мухаммад Кудутлинский


Мухаммад ибн Муса ал-Кудуки, известный также как Мусалав из Кудутли (30 августа 1652, Кудутль, ныне Гергебильский район Дагестана — 19 августа 1717, Алеппо, совр. Сирия) — дагестанский исламский учёный-энциклопедист, имам, шейх, автор сочинений по фикху и богословию, арабской грамматике, логике, философии, математике, хронологии, древним языкам и другим наукам. Активный участник исламского возрождения в Дагестане, оказал влияние на восстановление исламского образования в Татарстане.

Родился 30 августа 1652 года в аварском селе Кудутль. Получил первое образование в медресе своего отца, после чего учился у крупнейших дагестанских учёных-современников, среди которых были Мухаммад ибн Али ал-Камили[1], Али Риза ас-Сугури[a] и Шабан аль-Ободи[b][2].

Для продолжения учёбы отправился в Аравию, он учился в Египте, Хиджазе и Йемене. Там он стал учеником и последователем салафитского учёного и муджтахида Салиха аль-Йамани, у которого он пробыл 7 лет[3]. Так же как и Салих, аль-Кудуки придерживался мнения о дозволенности и необходимости иджтихада в современности[2]. Придерживался шафиитского мазхаба, но в некоторых моментах следовал иджтихаду аль-Йамани. В вопросе акиды сочетал в себе как ашаритские, так и салафитские взгляды на разные вопросы[4][1]. Не стал объявлять себя муджтахидом, но фактически им являлся, так как широко выражал своё мнение в отрыве от мазхабов[5]. Ясин Расулов называет ал-Кудуки «одним из cторонников и основоположников салафизма в Дагестане»[6].

Вернувшись в Дагестан после смерти Салиха, открыл медресе Кудутле, туда же он перевёз собранную библиотеку. Его медресе стало крупным исламским центром, где переписывали книги, оно стало популярным не только на Кавказе, но и в Поволжье. Среди учеников медресе были как жители Дагестана, так остальной части Кавказа, и даже с Поволжья. В нём учились такие учёные как Дамадан ал-Мухи, Дауд ал-Усиши, Мухаммад ал-Убри, Тайиб ал-Харахи и другие[2]. Известный татарский богослов и просветитель Ризаитдин Фахретдин считал, что «после падения Казанского ханства занимавшиеся сельским хозяйством наши предки вначале получили упорядоченное образование от улемов Дагестана…» . Он отмечал роль дагестанских учёных в передаче знаний в таких науках, как фикх, хадисоведение, риторика, лексикология и арабская морфология. Дагестанцы и их татарские ученики восстановили исламскую системуобразования в Татарстане, чему способствовал аль-Кудуки. Назир-ад-Дургели, отмечая достижения дагестанских учёных-учеников аль-Кудуки, которые обучали татар, приезжавших в Дагестан совершенствовать религиозные знания, писал: «По этой причине слава ал-Кудуки разнеслась по казанской стране»[7]. По словам Фахретдина, дагестанцы заложили основы «религиозного братства и национального уважения»[5]. Ал-Кудуки занимался переписыванием работ своего учителя аль-Йамани, он отдавал эти книги в дар в качестве вакфа[8].