Мюнхенская школа


Мюнхенская школа (нем. Münchner Schule) — художественный стиль в живописи Мюнхена XIX — начала XX столетий. Возник вокруг Королевской Академии Изобразительных искусств и позднее приобрёл огромное значение в академической живописи.

Король Людвиг I Баварский, правивший с 1825 года, был большим поклонником искусств и всячески их развивал и поддерживал, с одной стороны посредством музеев, с другой — поддержкой современного искусства. Благодаря ему Мюнхен в период между 1850 и 1914 годами стал широко известным центром живописи. Эта необычная культурная деятельность являлась некоей компенсацией за недостаточное хозяйственное и военное значение страны[1]. Ни в Берлине, ни в Дюссельдорфе не было подобной официальной поддержки[2]. Одновременно критики создали по всей Германии слой публики, которая посредством критики искусства упражнялась в политической критике. Король Людвиг I Баварский прилагал усилия для поддержки искусств за пределами своей земли, так что немецкие художники, живущие в Риме, получали соответствующие заказы.

До этого в Академии действовали «Назарейцы» Петер Йозеф фон Корнелиус и Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. С приходом в Академию Карла Теодорa фон Пилоти в качестве нового директора академический уровень учащихся значительно повысился, с другой стороны, предпочтение отдавалось династиям художников. Это время считается началом Мюнхенской школы. Вначале Людвиг I основал факультет фресковой живописи. Когда же Петер Йозеф фон Корнелиус создал фрески в аркаде дворцового парка (Хофгартене), Мюнхенская школа живописи впервые привлекла к себе внимание международной общественности. В сферу живописных интересов школы входила прежде всего историческая живопись, затем наряду с портретами и изображением зверей, жанровая и пейзажная живопись. В 1843 году была открыта Новая Пинакотека, где были выставлены и работы, представляющие Мюнхенскую школу. Позднее после Всемирной выставки 1867 года в Париже Мюнхенская школа заняла ведущие позиции в развитии изобразительного искусства и окончательно отделилась от Дюссельдорфской художественной школы[3].

Значительное количество художников нажили внушительные состояния[4]. Известная часть работ осела в США. Так, художница Тини Рупрехт рисовала в быстрой технике пастели, она отказывалась от заказов в пять раз чаще, чем принимала, но тем не менее заработала семизначную сумму. Для благосостояния художников был принят новый закон об авторских правах. Многочисленные работы распространялись в виде литографий и гравюр. С началом Первой мировой войны количество продаж сократилось, вследствие этого слава Мюнхенской школы закатилась.

Представители Мюнхенской школы предпочитали в изображении точность и натуралистичность. Типичными жанрами были пейзаж, историческая и портретная живопись. В исторической живописи больше заботились о вещественности. Вещественность освободила этот жанр от эффектов и преувеличенного пафоса, присущего ему в XVII столетии[5][6].