Мясоедов, Пётр Евгеньевич


Пётр Евге́ньевич Мясое́дов (1867 — 27 сентября 1913) — русский исторический и религиозный живописец-жанрист, педагог. Ученик И. Е. Репина. Автор картины «Сожжение протопопа Аввакума» (1897), фресок в храме Святого Александра Невского и других.

Родился в 1867 году. Начальное художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1891—1897 годах продолжил обучение в Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина. В 1893 и 1894 годах был награждён малой и большой серебряными медалями. В 1896—1897 годах преподавал в петербургской художественной студии М. К. Тенишевой, вести занятия Мясоедову-студенту доверил Репин, видевший в своём ученике «будущего профессора-руководителя»[1][2][3][4][5].

В начале 1897 года принимал участие в выставке эскизов Академии художеств, выставленная работа была охарактеризована И. Е. Репиным как «прекрасная вещь», мастер причислял её к ряду «впечатляющи[х] и глубоко художественны[х] холст[ов]»[2]. Осенью того же года участвовал в конкурсной выставке Академии художеств, представив историческое полотно «Сожжение протопопа Аввакума» (холст, масло; 302×458 см). За эту работу 1 ноября 1897 года получил диплом на звание художника и право поездки за границу в качестве пенсионера Академии художеств[6][7][8][9].

В 1898 году гравюра, сделанная с картины Ю. К. Шюблером, была опубликована в журнале «Нива», назвавшем «Сожжение протопопа Аввакума» «одн[ой] из лучших картин конкурсной академической выставки 1897 г.»[10]. Отзывы появились в журналах и газетах «Жизнь» (1897. Т. II, № 31—33. С. 239—240), «Театр и искусство» (1897. № 45. С. 809), «Санкт-Петербургские ведомости» (1897. 26 ноября. № 324), «Петербургская газета» (1897. 7 ноября), «Нива» (1898. № 8. С. 155; 1913. № 42. С. 840)[8][11].

В 1898—1899 годах жил и работал в Европе, затем вернулся в Петербург. C конца 1899 года преподавал рисунок в гипсо-фигурном классе Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. В числе учеников Мясоедова, оставивших о нём воспоминания, были П. Д. Бучкин, А. А. Кокель и др.[6][4][12][13]