Набережная Европы


Проект «Набережная Европы» — нереализованный девелоперский проект, заявленный в 2003 году, по преобразованию территории на участке юго-запада Петроградского района Санкт-Петербурга на земле бывшего Ватного острова[1][2][3].

Проект создавался для преобразования бывшей территории ГИПХ на Петроградском острове — самом большом острове Петроградской стороны (во Введенском муниципальном округе). Территория новой застройки части бывшего Ватного острова в проекте ограничивалась Малой Невой от Биржевого моста со стороны площади Академика Лихачева до продолжения переулка Талалихина (улицы Сперанского[4]) и проспектом Добролюбова, а создание сквозного прохода и/или проезда предусмотрено вдоль Малой Невы от Биржевого моста до Тучкова моста, ведущих с Петроградской стороны на Васильевский остров[3].

В 2014 году вся предшествующая застройка была разобрана, предварительно здания работы Роберта Марфельда были выведены из списка имеющих статус выявленных объектов культурного наследия[2][5].

В 2019 году проект был отменён, власти объявили о решении создать на его месте парк «Тучков буян»[6]. В 2022-м его проект скорректировали в пользу создания Судебного квартала, в 3,5 раза сократив зелёную зону[7][8][9].

По одной со станцией метро «Спортивная» стороне проспекта Добролюбова располагались корпуса Государственного института прикладной химии (ГИПХ). Выходившие на проспект корпуса ГИПХ архитектурно представляли собой административные здания второй половины XX века, а на Малую Неву были обращены корпуса бывшего Казенного винокуренного завода XIX века, построенные в характерном для петербургской промышленной архитектуры того века неоштукатуренном краснокирпичном стиле. На месте ГИПХ планируется реализация комплексного градостроительного проекта, названного «Набережная Европы». В него поначалу должны были войти здания планируемого к переносу сюда Верховного суда РФ, объединенного в начале второго десятилетия XXI века с Высшим арбитражным судом РФ, учреждения по обслуживанию его судей, а также Дворец танца[10] Бориса Эйфмана, петербургского хореографа, работающего в постклассической манере[11], современное здание образовательной Академии танца которого расположилось в нескольких кварталах к северу, в глубине исторической застройки времен эклектики и модерна, характерных для Петроградской стороны[12].