Найденная поэзия


Найденная поэзия (англ. found poetry) — это тип поэзии, созданный путём заимствования слов, фраз, а иногда и целых отрывков текста из уже существующих источников, и их переформатирования (литературный эквивалент коллажа[1]) путём изменения интервалов и строк, добавления или удаления текста, таким образом получая новый смысл[2]. Источником может служить любой текст, в том числе и функциональный, например — рекламные объявления, вывески магазинов или поисковые запросы в Интернете[3][4]. Получившееся стихотворение может быть как сильно обработанным и изменённым, так и оставаться практически без изменений в синтаксисе, порядке слов и их значении. В России пока не сложился общеупотребительный термин для обозначения данного типа поэзии. Поэтому зачастую используется англицизм «фаунд поэтри»[5][6], либо непосредственно английский термин без перевода.

Концепция найденной поэзии тесно связана с пересмотром в XX веке концепции авторства[2]. Например, в знаменитом эссе «Смерть автора». Как выразился поэт Джон Холландер[англ.], «любой может „найти“ текст; поэт — тот, кто сделает это „Текстом“»[7]. Ярким примером тому служит поэма Чарльза Резникоффа «Свидетельство: Соединенные Штаты, 1885—1915» (англ. Testimony: The United States 1885—1915, 1965), для создания которой он использовал стенограммы свидетельских показаний из залов суда эпохи «Позолоченного века». Или роман-коллаж Михаила Шишкина «Венерин волос». В свою очередь поэт Джон Роберт Коломбо[англ.], работающий в жанре найденной поэзии, настаивает на «двойном авторстве или в предисловиях к своим книгам пишет, что они есть плод целого коллектива авторов — в том случае, если поэзия найдена им, например, в Британской энциклопедии»[8]. По определению поэта и литературного критика Льва Оборина, «found poetry, превраща[ет] в стихотворения тексты, стихотворениями не являющиеся, — или, вернее, отыскива[ет] в них стихотворный потенциал»[9].

Типы общих форм и техник найденной поэзии включают в себя ремикс, блэкаут[англ.], центон и метод нарезок. Концептуально найденная поэзия близка к дадаистскому реди-мейду[8].

По мнению некоторых исследователей, практики дадаистов, в частности концепция реди-мейда, которую ввёл в использование Марсель Дюшан, является предшественником найденной поэзии. Равно, как и развившаяся из того же движения техника апроприации[2]. Найденная поэзия относится к авангардным техникам литературного творчества и нашла своё применение в работах модернистов и постмодернистов. Среди поэтов, использовавших данную технику, можно назвать Эзру Паунда и Т. С. Элиота, которые включали «найденные» элементы в свои произведения, а также активно заимствовали из текстов предшественников.